Найти в Дзене
Конфедерация Фэнтези

Почему тёмное фэнтези сейчас так популярно?

Тёмное фэнтези сейчас на коне. Его много пишут, много издают и, конечно же, много читают (в противном случае кто б его печатал, верно?) По сути, речь про одно из самых популярных направлений фэнтези в наши дни – а ведь такого не было, буквально, ещё лет пятнадцать назад. И – обратная сторона медали – в интернете уже нередко можно встретить комменты по типу «задолбали, давайте уже что-нибудь другое! Сколько можно клепать этот мрачняк?»

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Понятно, у всего есть какие-то причины. Мало что происходит на свете просто так. Так и тёмное фэнтези стало таким популярным не случайно, процесс закономерный.

Давайте же разберемся почему.

Единственно, сразу отмечу – глубоко вдаваться в определение жанра сейчас не буду. Тема объемная, где-то дискуссионная и заслуживает отдельной статьи. Пока же будет достаточно отметить, что тёмное фэнтези подразумевает мрачную, депрессивную атмосферу, неоднозначных персонажей, серую мораль и, зачастую, отсутствие хэппи-энда. Хотя случаются и исключения.

Итак, поехали.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Первая причина, почему тёмное фэнтези стало таким популярным, конечно, лежит на поверхности – это популярность саги Джорджа Мартина «Песнь льда и Пламени», она же «Игра Престолов» в телевизионной версии. Причем достаточно иронично, что, вопреки расхожему мнению, сам цикл тёмным фэнтези как раз - таки не является.

НО!

В ПЛиО серая мораль, много жестокости и, конечно, реалистичность – те факторы, которые присущи темному фэнтези в том числе.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

И когда массовый зритель/читатель, привыкший что фэнтези это обязательно что-то типа «Властелина колец», увидел/прочитал ПЛиО, то многим, от удивления, сорвало крышу. Тёмное фэнтези, естественно, существовало достаточно давно – но многие про такой феномен просто не подозревали.

Фэнтези, где большая часть персонажей неоднозначна? Где нет добрых эльфов, которые сражаются с абсолютным злом? А что, так, оказывается, тоже можно было?!

Можно, да ещё как.

Люди стали искать что можно было бы почитать вроде Мартина. Открывали для себя жанр тёмного фэнтези. Кто-то стал писать, ориентируясь на автора ПЛиО. Спрос ведь рождает предложение, как иначе?

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Кое-кто решал – и это довольно забавно - что успех ПЛиО именно в высоком уровне жестокости, а не глубине и продуманности саги. И рождались странные аннотации, в которых было написано, например:

«Цикл «Второй Апокалипсис» канадского писателя Р. Скотта Бэккера — книга, по сравнению с которой Песнь Льда и Огня — это сказание о розовых пони. Темнее и острее пока не написали» (с) из описания цикла

Как будто объявили некое соревнование по мрачности, а не качеству текста. Кто темнее напишет, покажет больше жести – тот и молодец. Мартин, дескать, с жестокостью несколько не дожал, но ничего, мы накрутим. Пример для понимания данной тенденции, как мне кажется, весьма показательный.

(хотелось бы уточнить, к самому автору, Скотту Бэккеру, претензий совершенно никаких. Первая трилогия «Второго Апокалипсиса», «Князь пустоты», вообще была написана в 2003 - 2006 годах. Речь исключительно о маркетинге).

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

В общем, думаю тут всё понятно. Едем дальше. Любой тренд, очевидно, не развивается просто так. Есть какие-то причины, есть запросы. И тут мы подходим к развитию и видоизменению жанра. Кто-то, возможно, сказал бы про кризис идей. Но, полагаю, это неверно.

Развивается всё – литература в целом, искусство как таковое. И фэнтези, как его часть. Нельзя было постоянно писать в толкиновской парадигме – Добро против Зла, черно-белая мораль, высокий слог, пафос. Писатели выходили за рамки, появлялись всё новые и новые поджанры – ироническое фэнтези, технофэнтези и так далее. Тёмное фэнтези.

Если взять, для примера, творчество того же Мартина, то ПЛиО тоже не появилась просто так. До него был Тэд Уильямс с «Орденом манускрипта» - серией, которая несла в себе одновременно и характерные черты толкиновского фэнтези и того, что позже мы стали называть мартиновским. Этакое промежуточное звено.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Развитие темного фэнтези, таким образом, закономерный этап развития жанра, когда людям надоела обсосанная со всех сторон борьба добра со злом и они, однажды, просто перевернули знак. И заставили драться с друг с другом уже не столь однозначных сущностей и персонажей.

Едем дальше.

В наши дни люди живут уже гораздо спокойней, чем даже в середине 20 века. Мировые войны отгремели уже давно, ядерной атакой тоже, вроде как, никто не угрожает. Холодная война – что-то из учебника истории, не больше. Если же говорить конкретно про нашу страну, то сейчас сильный контраст даже с 90ыми годами.

А в темном фэнтези, кто, зачастую, персонажи?

Какие-то ублюдки, отморозки, люди, в лучшем случае, с серой моралью. Те, кто легко пойдет на убийство, насилие, кто по локоть в грязи, крови и так далее. Таким персонажам не место в нашем культурном (ну как культурном? Плюс минус конечно) обществе, мы не видим настоящих выродков вокруг себя, разве что по телевизору, в соответствующих репортажах.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

И поэтому про них, по крайней мере, интересно почитать. Как фэнтези в целом это жанр, который позволяет окунуться в неизведанное, посмотреть на мир, который никогда не существовал, так и персонажи тёмного его направления – тоже мир, которого нет вокруг нас. Действительно общаться с такими, понятно, мы не хотели б, но посмотреть со стороны, твердо зная, что это всё не коснется нас… Почему нет? Экзотика. Разве не ради этого мы вообще читаем?

Людям нравится влазить в шкуры тех, кем они не являются. А условный Фродо, как ни крути, морален. И куда больше похож на современного обитателя офиса, чем убийца - отморозок из тёмного фэнтези.

Да и предсказуем наш Фродо (условный), всегда запрограммирован поступать хорошо. А вот негодяй… тут всё сложно. Он, конечно, чаще всего поступает плохо. Но, тем не менее, иногда способен и на какой-то нормальный, человеческий поступок. Чем-то пожертвовать, какими-то своими интересами, дабы кого-то спасти. А поскольку этого от него не особо ожидаешь, то и получается в конечном итоге гораздо менее предсказуемо, да и ценишь такие поступки невероятно высоко – такой урод ведь всегда был, а тут…

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Дальше. В тёмном фэнтези, часто прослеживается один довольно-таки необычный и крутой посыл. Его можно найти и у Кука и у Лоуренса и у Джесса Булингтона, например. Условно посыл можно сформулировать так:

Пускай все меня ненавидят. Пускай весь мир против меня (нас). Плевать. Какая разница что они думают? Какое мне дело до их суждений и правил? Кто они вообще такие чтобы меня осуждать? Я – прав. ПРАВ! Я ВСЕГДА ПРАВ!!! Я буду делать то, что считаю нужным. Кому-то не нравится? Их проблемы. Все несогласные пусть убираются к дьяволу!

Такой посыл – в противовес рефлексии, рассуждениям о долге и высших интересах от положительных персонажей – даёт мощный эмоциональный заряд читателю. Мотивирует, в каком-то роде, к более независимому мышлению, отстаиванию своих позиций. Эмоционально настраивает больше ориентироваться на свои ощущения, а не мнение окружающих. Бороться за себя.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Герой книги идет против всего мира, рвёт шаблон, плюет на окружающих, просто потому что считает, что так можно. Ставит превыше всего свое Я и остается жив, всё у него, плюс минус хорошо. Возможно, есть чему поучиться? Читать про таких персонажей, зачастую, намного интересней, чем про героев, действующих исключительно так, как им сказали – ибо правильно.

А давайте шагнем ещё несколько дальше?

Порой герой темного фэнтези запросто может всех бить/грабить/убивать/насиловать и далее по списку – но не быть, при этом, совсем уж плохим! Не добрым конечно же, серым, но, по концепции автора, в определенных рамках. Враги у нашего парня мол, и того хуже, в этом мире вообще все только так и поступают. Суровая средневековая реальность. Ну а раз все, то какой с парня спрос? Гэндальфов тут не бывает. Вот и выходит, что герой творит ужасные вещи, но как бы и нормален. Так построен мир, такие уж рамки задал автор. Для тех, кто хотел быть крутым и жёстким, но несколько опасался.

Конечно, последнее касается лишь части авторов.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Ну и, наконец, не стоит забывать про то, что темное фэнтези это мрачная атмосфера. Это, конечно, тоже привлекает. Многие люди читают ужасы, например, не потому что хотят испугаться – а только из-за того, что нравится мрачняк. В тёмном фэнтези с этим полный порядок. А если вы вдобавок любите волшебный сеттинг, средневековье, холодное оружие и прочие атрибуты жанра – то темное фэнтези вообще, можно сказать, идеальный вариант.