Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.
Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:
- пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
- грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)
Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.
Пассажирские суда
Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.
В эту же категорию входят и пассажирские накатные суда (пассажирское судно «ро-ро» от англ. roll on – roll off- вкатывать-выкатывать). Это пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки для заезда колесной техники. Как правило, это автопассажирские паромы.
Грузовые суда
У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.
Самая большая категория судов – это сухогрузные суда, предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.
К ним относятся:
Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.
Контейнеровозы - в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.
Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз - это лес.
Рефрижераторные суда. И здесь не открою Америку. В название уже отражена способность перевозить температурные грузы, требующие поддержания определенной температуры при перевозке. Температурная «вилка» примерно такая: от + 14 до – 30 градусов Цельсия. Обычно это фрукты, в частности, бананы, киви, яблоки, мясо, мороженная рыба и морепродукты. В общем все, что может испортиться за долгий морской переход.
Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).
К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel - суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.
Танкеры (наливные суда) - предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.
Суда специального назначения (special purpose ship):
К таким судам относятся:
научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.
Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.
Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.
Поэтому я ставлю эти суда в категорию:
Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда
Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…
Снабженцы-это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.
Ледоколы обеспечивают навигацию в замерзающих портах, осуществляют ледокольную проводку судов, в том числе и на трассе Северного морского пути. Современные ледоколы – это уже тоже многофункциональные суда. Они также могут помочь с тушением пожара, откачкой воды и постановкой боновых заграждений в случае разлива нефти, топлива или нефтепродуктов.
Земснаряды - этот тип судов занят на дноуглубительных работах на фарватерах и подходных путях к портам.
Лоцмейстерские суда занимаются постановкой, снятием и обслуживание буев и других знаков навигационной обстановки на акватории портов и фарватерах.
Шаланды самоходные и несамоходные- это грунтоотвозные суда. Отвозят выкопанный грунт при производстве дноуглубительных работ.
Лоцманские суда занимаются доставкой и развозкой лоцманов на приходящие и уходящие из порта суда.
Буксиры помогают судам при швартовке к причалам порта, буксируют различные объекты, несамоходные плавучие краны, шаланды и баржи.
И отдельной строкой парусные учебные суда, хотя по классу Регистра они относятся к судам специального назначения (special purpose ship). Но все же тип судна: Парусное/учебное судно (Sailing/Training ship).
К счастью, в России сегодня сохранилось и активно используется для обучения курсантов, участия и ПОБЕД в многочисленных международных регатах около десяти учебных парусных судов.
Спасибо, за прочтение! В отдельных статьях я подробно расскажу про другие #типысудов , их особенностях, размерах, грузовместимости и прочим интересным деталям.
Читайте на канале:
Новая эра речных теплоходов? Встречайте - теплоход класса люкс «Мустай Карим»!
Морские звания. Откуда что пришло?
Настоящие парусники под российским флагом. Сколько их еще осталось?