Пожалуй, самое известный парусник в мире и, наверное, второе по известности судно вообще, после Титаника. Катти Сарк – единственный из чайных клиперов, сохранившихся до наших дней и один из самых быстрых, хотя т. н. чайные гонки он никогда не выигрывал.
Как выглядит Катти Сарк снаружи на видео можно посмотреть тут.
Чайный клипер – тип грузового судна для перевозки чая из Китая в Англию, их проектировали быстрыми, потому что максимальную прибыль получал тот, кто привозил груз первым. Но Катти Сарк был спущен на воду в 1869 – в том же году, когда был открыт Суэцкий Канал.
С помощью Суэцкого Канала путь в Китай стал гораздо короче, но для парусников ходить через канал было невозможно и торговля чаем в течение нескольких лет практически полностью стала вестись с использованием пароходов, а Катти Сарк переключился на доставку шерсти из Австралии и 10 лет держал рекорд скорости на этом направлении.
Так как корабль не очень древний, то используется новая для того времени схема – композитный корпус: стальной каркас, обшитый деревом.
В начале 2000-х был начат проект по консервации и реставрации, так как длительное стояние на киле в сухом доке привело к тому, что корпус начал деформироваться.
В 2007 году случился известный пожар и в русскоязычных источниках можно встретить утверждение, что сгорело чуть ли не всё судно полностью, но на самом деле сгорела лишь большая часть палуб и удалось сохранить 90% оригинального деревянного корпуса.
Дело в том, что к моменту пожара с Катти Сарк были практически полностью снят и вывезен для реставрации корпус, мачты, такелаж и т. д. Во время пожара из-за температуры в корме повредился металлический каркас, но его не стали выправлять и добавили кое-где новые несущие для укрепления. Оригинальный каркас покрашен белой краской и виден на фотографиях изнутри.
Сейчас Катти Сарк поднят в сухом доке системой домкратов, что больше соответствует нормальному для корабля распределению нагрузки на корпус.
***
Присоединяйтесь к Дромомании Today в телеграме https://t.me/dromomania_today