Найти в Дзене
Кавказский скит

Неделя Всех Святых: мы празднуем твердость нашей веры и ее неизменность. Ч. 2.

Христос дал нам святых людей — тех, которые имеют такие же тела, как у нас, такие же инстинкты, как у нас. Соответственно, на них бесы точно также действуют: возбуждают у одного чревоугодие, у другого — зависть и желание украсть, у третьего — блудные страсти, которые присущи всем людям на Земле, потому что все имеют инстинкт размножения. Бесы инстинкты преувеличивают. Святые такие же точно тела имели, как и все другие люди. И они, святые, победили эти страсти. Мы их называем святыми, потому что они освятились благодатью Святого Духа. Они стали святы. Святые — это святой стал свят, ибо свят Отец их Небесный. Что и нам с вами сказано: «Будьте святы, яко свят Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Они такими и стали. То есть они очистились и, будучи такими же по плоти людьми, они победили эти страсти, и тем самым нам показать, что это реально, что это возможно. И у нас нет оправдания, когда мы говорим, что это невозможно и нереально. Вот именно эти святые есть плод, который человечество принесло Богу.

Его учение, говорят некоторые, бесплодно. Ну что этот Мечтатель дал в этом мире? Ну что Он дал? Жизнь к лучшему не изменилась. Люди как убивали, так и убивают сейчас, воровали и воруют сейчас. Наркотиками пользовались с самой глубокой древности — кто грибами, кто соком кураре, кто табачным соком в Америке. Знаете, американские индейцы в самой глубокой древности выжимали сок из табачных листьев и закапывали капельки в нос, вызывая галлюциногенные явления. Сок табака имеет такое свойство. И масса других веществ галлюциногенных, например, кока — вещество наркотическое, в Америке растет и им тоже пользовались. Что наркотики сейчас появились? Да нет, они всегда были. Всегда и курили, и употребляли, ели, пили, грызли — как угодно. Вот и сейчас: пьют, курят, нюхают, закапывают в нос, грызут — что угодно делают, чтобы стать дурными. А святые, будучи во плоти такой же, как у нас, а многие были даже женатыми, имея жен, живя с ними, рожая детей, — они нам показали, что можно удерживаться от грехов. Как они удерживались? Может ли человек сам, своими силами воздержаться от грехов? Апостолы этот вопрос задали Христу. «Так, это же, — говорят, — невозможно человеку». Он говорит: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). И вот мы видим, что тот человек, который с Божьей помощью пытается преодолеть страсти, тот и побеждает, потому что Бог дает Свою силу, энергию Свою, которую мы называем нетварной энергией Святого Духа. А проще — называем ее благодатью Святого Духа. И эта благодать дает силу человеку, силу его воле противостоять и бороться с греховными качествами, с греховными наклонностями, которые не естественны для нас и пришли только после грехопадения Адама во все человечество. Мы потомки Адама, и по закону о наследственности все эти греховные качества и наклонности от него получили. И эта удобопреклонность ко злу в нас есть, как и во всех людях, которые были до нас, потому что благодать отступила частично от Адама, и все мы, его потомки, лишены полноты благодати.

И вот, когда мы начинаем возвращать себе ту, утерянную праотцами нашими, благодать, когда мы своими трудами, молитвами, добрыми делами, служением Богу в любом виде вновь приобретаем от Бога благодать Святого Духа, которая за пост, за молитву, за милосердие, за смирение, терпение, кротость, любовь дается человеку, мы начинаем чувствовать, что страсти перестают нами владеть, сила их уменьшается, потому что Бог Своей силой нас уже ограждает. И мы получаем силу от Бога сопротивляться своим страстям. Вот это на себе испытали люди, которых мы называем святыми.

Мы прославляем святых, которые у нас в календаре записаны. Думаете, что только их? Ничего подобного. Я вас уверяю, за прошедшие века есть миллионы, а может быть, миллиарды святых, которые не записаны в нашем календаре. Это простые люди, это крестьяне, это воины, которые на войне отдавали жизнь за други своя. Как сказано: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя». Они отдавали свою жизнь, как тот же Матросов и другие миллионы и миллионы за эти века людей, которые за други своя отдавали жизнь свою. Это простые люди. Может быть, они грешили. Но они смывали этот грех своей верой и кровью. Я читал воспоминания генерала Краснова. В Первую мировую войну он оставил свои дивные воспоминания. Маленькая брошюра, но удивительная. Он рассказывает реальные свидетельства того, как умирали в четырнадцатом, пятнадцатом, шестнадцатом годах русские солдаты. Все, практически, были верующие. Читаешь и просто поражаешься, с какой верой, с какой надеждой на Бога, без укора кому-то «Вот за что я умираю?!», без каких-то криков, скандала: «За что я умираю? Почему я умираю? Я жить хочу!» Нет. Удивительные вещи он описывает: как люди умирали на его глазах, с какой верой, с каким упованием на Бога, с какой надеждой. Никакого ропота они не высказывали. Они полностью полагались на Бога, предавали Ему свою семью, которая была иногда многочисленной, и умирали истинно по-христиански. Удивительно описывает генерал Краснов, душа бывает тронута такими воспоминаниями. Значит, эти солдаты в Царстве Небесном, они у Бога святые. Ну, не записаны их имена в наших календарях, в наших святцах их нет, их миллионы, их невозможно всех узнать. Они не творили какие-то явные чудеса. Многие жили, трудились, крестьянствовали, терпели трудности с верой в Бога, не делали зла, старались, наоборот, творить добро. И все. Они не делали никаких чудес. Они просто жили обычной жизнью христианина, старались жить по заповедям. А если бывало, что согрешали, бежали в храм Божий, со слезами каялись. И Господь, видя их немощь человеческую, прощал. И они спаслись — их миллионы.

И мы туда придем, если Бог удостоит. Там миллионы людей окажутся — они за эти века накоплены у Бога. И они нам всем будут укором, если мы сейчас будем думать, что это нереально, это невозможно. Вот это те люди, которые являются плодом деятельности нашего Господа Иисуса Христа здесь на Земле. И когда говорят нам, что Он бесплодно здесь побыл, Он зря принес себя в жертву, никакого толка от этой жертвы, ничего не изменилось: политический строй лучше не стал, люди остались такими же, какими были в древностями — и грешниками, и блудниками, и развратниками, и мужеложниками... Что, в Древнем Риме не было мужеложников? Все это было. Что изменилось? Да ничего. Нет ничего нового под Солнцем. Еще сын пророка Давида, царь Соломон говорил: «Нет ничего нового». Нету. Все новое — это забытое старое. Все было, все есть — ничего нового. И бунты против Бога были уже. Абсолютно ничего в этих бунтах нового нет.

Но святые показали нам, что они и есть плод учения Христа. Реально человек может получить благодать, реально может сопротивляться бесовским воздействиям, преувеличивающим, гипертрофирующим наши естественные инстинкты, превращая их в страсти. Можно реально этому сопротивляться и победить. То, что невозможно человеку, возможно Богу. А значит, когда мы с Богом, то и нам возможно. Вот они это в себе показали, и у нас нет пути для отступления. Нет нам возможности сказать: «Это нельзя, это невозможно». Наши святые для нас будут всегда укором. И мы должны на них равняться. И мы должны подтягивать себя. И стремиться к тому, чтобы стяжать благодать Святого Духа, постом, и молитвой, и воздержанием себя от гнева и от всяких других нехороших вещей и страстей воздерживать себя. Это и есть пост. Пост не обязательно в еде. А воздерживать себя от раздражения — тоже пост. Свои страсти вообще удерживать — это есть пост. От развлечения воздерживать. Кто-то хочет какую-то киношку посмотреть, развлечься, а ведь помолиться бы надо — а он смотрит кино вместо молитвы. Почитал бы книжку хорошую, а он развлекается. Что этот фильм дал? Да ничего. Ни уму, ни сердцу ничего не дал, просто время потратил. Но бес-то знает, для чего нужно: ты в это время мог полезную книжку прочитать, пользу получить, а не получишь этой пользы. Вот, милые мои, можно победить. И это святые нам показали, это реально во все времена. И в наше время, в XX веке, посмотрите, сколько было святых у нас в России, и в Греции, и в Болгарии, и в Югославии, и в других странах тоже, наверняка, были. Да что далеко ходить, в Югославии в XX веке мы сразу же назовем двоих, но их больше, прославленных святых. Это святитель Николай Сербский (Велимирович) и великий богослов двадцатого века, сербский преподобный архимандрит Иустин (Попович). Вот сербский народ дал двух святых, и даже два этих человека уже фактически оправдали бытие сербского народа в XX веке. Я знаю, что когда фашисты пришли на территорию Сербии, они содействовали католикам, чтобы католики уничтожали православных. И тогда начался геноцид католиков-сербов против православных сербов. Православных вырезали специальными кривыми ножами, которыми вспарывали живот, чтобы выпали внутренности. Нож этот получил название сербосек: посекать сербов. Таким ножом было уничтожено, если не ошибаюсь, где-то полтора миллиона — один профессор после войны подводил итоги. Для маленькой Сербии это колоссальные потери. Свои же уничтожали, сербы-католики. Причем они иногда так делали: брали и сжигали целое село. Иногда сбрасывали в пропасть со скалы, и просто образовывалась яма, полная кровавых тел. Людей сбрасывали только за то, что они были православными. Но они ведь не отказывались от своей веры. Они кровью своей запечатлели веру! Пусть они какие-то грехи имели, но они веру свою исповедовали до смерти. Может, и эти люди причислены к лику святых мучеников. Мы их не знаем, они не записаны в нашем календаре, но Сербия, может быть, дала миллион-полтора мучеников. И они святые. А мы знаем двух только.

А в России за XX век шестьдесят шесть миллионов людей было уничтожено, погибло от искусственного голода, сознательно созданного, от тюрем, от лагерей, тяжелейших работ, пыток, расстрелов. Это статистика советских ученых, которые отнюдь не сочувствовали православным верующим и были совершенно безбожниками. Но цифра была опубликована в самом начале перестройки, я ее своими глазами видел. Значит, шестьдесят шесть миллионов было уничтожено. Это не считая жертв Второй Мировой войны. Шестьдесят шесть миллионов было уничтожено у нас в России своих собственных граждан за то, что они были православными христианами. Сколько из этих людей мучеников, трудно себе представить. Это миллионы, а может быть даже десятки миллионов. Представляете? Это плоды, которые дал Христос. Это Его учение дало такой плод. И поэтому лгут те, которые говорят, что невозможно выполнить заповеди. Возможно всегда,потому что «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» (Евр. 13:8). И нам Он подает свою помощь, и мы должны этой помощью воспользоваться, чтобы уподобиться тем людям, которых мы сегодня прославляем. Аминь.

Начало здесь.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карту Сбербанка
4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон:
+ 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама"канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.