Найти тему
Ростляндия

Откуда берутся трудные родители

Учителя говорят, что в сравнении с советской школой, родители очень изменились. Яндекс картинки
Учителя говорят, что в сравнении с советской школой, родители очень изменились. Яндекс картинки

Учителя жалуются: «С детьми справимся. Но что делать с родителями?»

Родители в ответ: «Школы сейчас не те».

Сравнивают, конечно, с советскими. Больше сравнивать не с чем.

Советская школа демонстрировала высокие показатели учеников и почти бесконфликтные взаимоотношения между учителями и родителями. Яндекс картинки
Советская школа демонстрировала высокие показатели учеников и почти бесконфликтные взаимоотношения между учителями и родителями. Яндекс картинки

Массовое образование на территории СНГ существует всего около 100 лет. Советское образование продемонстрировало миру удивительные темпы развития. В 1897 году грамотными были 28% от общего количества населения в возрасте от 9 до 49 лет. К 1979 грамотными стали практически все – 99,8%. С 1918 года детей и взрослых обучали параллельно. В 1958 году обязательным стало восьмилетнее образование. В 1970-х годах – среднее – сначала 10, затем 11 классов.

В 1980 году 73% населения составляли рабочие и колхозники. 27% статисты называли служащими. Туда входили все нерабочие и неколхозники – от кассиров до представителей научной и творческой интеллигенции. Люди с высшим образованием, в том числе учителя, пользовались в обществе большим уважением. К 1980 году высшее образование имели всего около 10% населения – 100 человек из 1000. Положительный имидж профессии «учитель» поддерживали СМИ. Государство практически отстранило родителей от процесса обучения детей. Чтобы у людей не было свободного времени на разные нежелательные занятия (с точки зрения высших государственных чиновников), законодатели предусмотрели ответственность за тунеядство. При этом информированность родителей о вопросах воспитания не пускали на самотёк. Журнал «Семья и школа», детские телевизионные передачи, обязательные родительские лектории в школах.

Современные родители считают себя очень умными. Настолько, что могут учить учителей
Современные родители считают себя очень умными. Настолько, что могут учить учителей

Что изменилось сейчас? По данным 2012 года, высшее образование в России имели 53% населения. В Казахстане примерно в этот же период было 11 вузов на каждый миллион населения. Количество людей с высшим образованием значительно выросло, качество этого образования упало. При широком доступе к любой информации границы между людьми с образованием и людьми без образования размыты. Все родители считают себя очень умными. Те, кто черпает случайную информацию из случайных источников – особенно умными.

Часто можно услышать дискуссии насчёт того, кто должен учить, а кто - воспитывать
Часто можно услышать дискуссии насчёт того, кто должен учить, а кто - воспитывать

Учителя очень недовольны родителями. Конечно, не всеми.
Учителя очень недовольны родителями. Конечно, не всеми.

Если раньше практически все люди работали от звонка до звонка или от зари до зари, теперь всё иначе. Наряду с родителями, ушедшими в дела «с головой», стало много неработающих мам, самозанятых или работающих дистанционно родителей. Некоторые из них считают, что лучший способ потратить свободное время – заняться воспитанием – но не своих детей, а их учителей.

Ответственных и разумных родителей, конечно, значительно больше, чем неадекватных. Но – «одна паршивая овца всё стадо портит». Одна «яжемама» может отнять у учителя столько времени, что на остальных детей и родителей его совсем не останется. Особенно если эта мама (редко папа) – «яжеимеювысшееобразование» или «уменяжедвавысшихобразования».

А если ещё вспомнить, что в образовании масса проблем, не зависящих от учителя – реформы, программы, учебники – становится понятно, почему в обществе значительно пошатнулось доверие к традиционному школьному образованию.

Уважаю родителей, которые полностью берут ответственность за будущее своих детей на себя. Не обвиняют во всех проблемах учителей, а пытаются найти решение существующих проблем самостоятельно. Переезжают в другую страну. Подыскивают подходящую школу для своего конкретного ребёнка с его неповторимыми индивидуальными особенностями. Организовывают домашнее обучение. И заботятся не только об образовании ребёнка, но и о воспитании и развитии.

Вызывает беспокойство, что закончившие вуз или колледж и не реализовавшиеся профессионально родители внушают детям, что учиться необязательно, получать высшее или другое профессиональное образование не нужно. Много рассуждений появилось в социальных сетях об этом. Вместо того, чтобы мотивировать детей на получение качественного системного образования, занимаются демотивацией. И не понимают, что сами создают ситуацию неопределённости будущего своих детей – а значит и своего неопределённого будущего.