Учителя жалуются: «С детьми справимся. Но что делать с родителями?»
Родители в ответ: «Школы сейчас не те».
Сравнивают, конечно, с советскими. Больше сравнивать не с чем.
Массовое образование на территории СНГ существует всего около 100 лет. Советское образование продемонстрировало миру удивительные темпы развития. В 1897 году грамотными были 28% от общего количества населения в возрасте от 9 до 49 лет. К 1979 грамотными стали практически все – 99,8%. С 1918 года детей и взрослых обучали параллельно. В 1958 году обязательным стало восьмилетнее образование. В 1970-х годах – среднее – сначала 10, затем 11 классов.
В 1980 году 73% населения составляли рабочие и колхозники. 27% статисты называли служащими. Туда входили все нерабочие и неколхозники – от кассиров до представителей научной и творческой интеллигенции. Люди с высшим образованием, в том числе учителя, пользовались в обществе большим уважением. К 1980 году высшее образование имели всего около 10% населения – 100 человек из 1000. Положительный имидж профессии «учитель» поддерживали СМИ. Государство практически отстранило родителей от процесса обучения детей. Чтобы у людей не было свободного времени на разные нежелательные занятия (с точки зрения высших государственных чиновников), законодатели предусмотрели ответственность за тунеядство. При этом информированность родителей о вопросах воспитания не пускали на самотёк. Журнал «Семья и школа», детские телевизионные передачи, обязательные родительские лектории в школах.
Что изменилось сейчас? По данным 2012 года, высшее образование в России имели 53% населения. В Казахстане примерно в этот же период было 11 вузов на каждый миллион населения. Количество людей с высшим образованием значительно выросло, качество этого образования упало. При широком доступе к любой информации границы между людьми с образованием и людьми без образования размыты. Все родители считают себя очень умными. Те, кто черпает случайную информацию из случайных источников – особенно умными.
Если раньше практически все люди работали от звонка до звонка или от зари до зари, теперь всё иначе. Наряду с родителями, ушедшими в дела «с головой», стало много неработающих мам, самозанятых или работающих дистанционно родителей. Некоторые из них считают, что лучший способ потратить свободное время – заняться воспитанием – но не своих детей, а их учителей.
Ответственных и разумных родителей, конечно, значительно больше, чем неадекватных. Но – «одна паршивая овца всё стадо портит». Одна «яжемама» может отнять у учителя столько времени, что на остальных детей и родителей его совсем не останется. Особенно если эта мама (редко папа) – «яжеимеювысшееобразование» или «уменяжедвавысшихобразования».
А если ещё вспомнить, что в образовании масса проблем, не зависящих от учителя – реформы, программы, учебники – становится понятно, почему в обществе значительно пошатнулось доверие к традиционному школьному образованию.
Уважаю родителей, которые полностью берут ответственность за будущее своих детей на себя. Не обвиняют во всех проблемах учителей, а пытаются найти решение существующих проблем самостоятельно. Переезжают в другую страну. Подыскивают подходящую школу для своего конкретного ребёнка с его неповторимыми индивидуальными особенностями. Организовывают домашнее обучение. И заботятся не только об образовании ребёнка, но и о воспитании и развитии.
Вызывает беспокойство, что закончившие вуз или колледж и не реализовавшиеся профессионально родители внушают детям, что учиться необязательно, получать высшее или другое профессиональное образование не нужно. Много рассуждений появилось в социальных сетях об этом. Вместо того, чтобы мотивировать детей на получение качественного системного образования, занимаются демотивацией. И не понимают, что сами создают ситуацию неопределённости будущего своих детей – а значит и своего неопределённого будущего.