Какой любитель криминальных историй не любит быстрой езды детективные сериалы (а заодно и триллеры с фильмами ужасов)? Наверное, никакой.
Сегодня захотелось нам вспомнить довольно нетипичный и определенно не самый известный мини-сериал The Cry, совместно произведенный Великобританией и Австралией в 2018 году.
В 7 случаях из 10 мнение критиков, если уж не массового зрителя, дает относительно объективное представление о качестве сериала. В конце концов, критики тоже не идиоты. (По крайней мере, не все.) Но в данном случае мнение тех из них, что посчитали "Плач" манипулятивным, предсказуемым и неубедительным, кажется не вполне однозначным.
Строго говоря, "Плач" - это не детектив. Не побоимся выдать на-гора спойлер: о том, что именно и как произошло, вы узнаете в начале третьей серии. То есть почти на середине действа.
Наверняка многие сериало- и детективоманы сейчас закатили глаза. Неужели перед нами еще одна "Санта-Барбара", пытающаяся прикинуться детективом и под этим соусом скармливающая зрителю очередную семейную драму с мириадами никому не интересных персонажей? Да, перед нами, безусловно, драма. Но драма, стоящая внимания.
Четыре серии - как четыре отдельных фильма. О семейной трагедии, о личной потере, о послеродовой депрессии, о психологическом насилии, столь умело мимикрирующем под заботу и даже любовь.
Семейная пара с младенцем едет из Шотландии в Австралию, где им предстоит бороться в суде за опеку над дочерью героя от первого брака. По дороге в Мельбурн их новорожденный сын исчезает. Вот и весь сюжет.
Нам с самого начала представлены все действующие лица этого спектакля. Она - молодая мать, учительница начальной школы. Он - то, что нынче называется спин-доктор, иначе говоря - пиар-технолог. У него - пожилая мать, бывшая жена и взрослая дочь. У нее - никого, кроме близкой подруги. Мы не выйдем за пределы этого узкого круга.
С первой же серии становится очевидно, что детективная история - лишь фон. Полицейские, кажется, нарочито ведут себя как роботы, добросовестно, но с холодностью Фемиды выполняющие свою работу. Они - не в центре событий. Как, впрочем, и маленький сын героев, Ноа. Здесь никто не торопится разгадать загадку и успеть кого-нибудь спасти. История уже написана. У нее уже есть завязка, кульминация и финал, и мы непременно остановимся в каждой точке этого пути. Все уже предрешено.
В центре повествования - мать ребенка, Джоанна (Дженна Коулман). Именно с ней мы проходим этот нелегкий путь. Именно ее глазами мы смотрим на разворачивающуюся перед нами драму. Кто она? Циничная разлучница? Наивная дурочка? Жертва? Преступница? Или, быть может, убийца? И что за люди рядом с ней? По ходу дела нас все меньше будет интересовать то, что происходит с героями сейчас. Соль истории - в прошлом. Она о том, как медленно, но верно, из поколения к поколению, выстраивается цепочка насилия, в конечном итоге неизбежно ведущая к непоправимому. О том, как вместе с ней вокруг Джоанны вырастает каменная стена, запирая ее внутри этой душной, спертой, клаустрофобичной драмы, от которой нельзя спастись. Хочется только сжаться в комок и издать тот самый cry - но вовсе не плач, а крик.
Книга-первоисточник, как и сам сценарий написаны женщинами (Хелен Фитцджеральд и Жаклин Перске соответственно). Вопреки распространенному мнению, женщинам-сценаристам и женщинам-режиссерам как раз-таки не так уж свойственно растекаться по древу ни мыслями, ни эмоциями, о чем бы они ни повествовали. Сухой, лаконичный, отстраненный язык повествования напоминает фильмы Кэтрин Бигелоу и недавно прогремевший сериал "Невероятное" (Unbelievable), в создании которого принимали участие женщины, в том числе небезызвестная Лиза Холоденко. А "кричащая" на заднем плане, где-то под этим внешним слоем льда, драма навевает воспоминания о лучших работах Софии Копполы. И как вишенка на торте - шокирующая, неоднозначная концовка, поданная без никому не нужных разжевываний и лишних объяснений.
В "Плаче", бесспорно, есть феминистический посыл, и очень отчетливый. Но это не тот случай, когда правильные понятия о жизни вам будут втюхивать с упорством и топорностью предвыборной компании "Единой России" или расхваленной на все лады "Большой маленькой лжи". "Плач" тоньше и сложнее. И не так-то легко ответить на вопрос, кто в нем жертва, а кто - нет.
#сериалы #детективные сериалы #детектив #драматические сериалы #британские сериалы #the cry #плач #рецензия #что посмотреть