Найти тему

Древний город. Ярославские купцы-удальцы и их наследники

Николай Николаевич Вахромеев
Николай Николаевич Вахромеев

При слове «купец» мы, как правило, вспоминаем дородных бородатых мужчин и женщин «кровь с молоком» с картин Бориса Кустодиева. Но мало кто знает, какой же в действительности была жизнь русских купцов и что это за люди такие были. Давайте попробуем разобраться, откуда взялось это сословие и какие купцы прославили наш родной город.

Купцы — откуда они?

Профессия купца довольно древняя. Уже с IX–XIII веков торговые люди бороздили просторы родины (и не только) с целью продажи своего товара. Стали появляться великие торговые пути: все ещё со школьной скамьи помнят «Путь из варяг в греки», «Великий шёлковый путь». Вот и торговая история ярославской земли берёт своё начало с давних времён. Раскопки на месте строительства Успенского собора показали, что торговля велась в городе уже в X веке. Позже, в Российской Империи, купечество даже было выделено в отдельный класс наряду с дворянством и духовенством.

Со временем купечество стало настолько влиятельным сословием, что бóльшая часть всего, что происходило в жизни города и страны, была связана именно с торговыми людьми. Кто не слышал таких известных на всю Россию фамилий, как Мамонтов, Морозов, Щукин? Благодаря Савве Мамонтову в стране появилась железная дорога, благодаря Щукиным и Морозовым мы имеем возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства. Нельзя не вспомнить и об уроженцах ярославской земли — купцах Елисеевых, совершивших революцию в торговле продовольственными товарами. На них равнялась вся страна. Слово «Елисеевский» было синонимом слов «качественно», «престижно».

Стоит сказать, что среди торгового сословия было много старообрядцев. Считается, что консерватизм в вере и убеждениях помогал купцам добиваться значительных экономических успехов. Сегодняшние предприниматели — класс настолько разношёрстный, что здесь материала на десяток диссертаций хватит.

Ярославль купеческий

Ярославль вообще всегда слыл как город купеческий, и в своё время сразу четверо ярославских купцов пополнили торговую «элиту» — стали государевыми гостями. Кстати, купец купцу был рознь. Так, принадлежность к первой гильдии давала право торговать с иностранцами, чего были лишены купцы второй гильдии. В Ярославле, разумеется, проживали представители всех купеческих гильдий. Уже на заре купечества прославились многие ярославские фамилии — Светешниковы, Гурьевы-Назарьевы, Скрипины. Они сделали огромные вклады в народное ополчение Минина и Пожарского. Но главное их детище — шедевры церковного зодчества. Старинные храмы Николы Надеина, Ильи Пророка и Рождества Христова в историческом центре города построены на средства этих купцов. Не себе без угоды: при храме можно было иметь склад в подклети, где товар хранился безвозмездно, а покушаться на него никто не будет — большой-де грех.

Одним из самых интересных и влиятельных ярославских купцов стал Иван Александрович Вахрамеев. Наверняка вы не раз прогуливались по бульвару Мира (который нам привычнее называть Демидовским сквером) под сенью вековых лип на площади Челюскинцев. Так вот появлением этого сквера мы обязаны Ивану Александровичу Вахрамееву, который на рубеже XIX-XX веков занимал пост городского головы. Он высадил деревья на свои собственные средства, да только сквер названия Вахрамеевского не получил. И все блага индустриального общества — электрический транспорт, водопровод, телеграф — тоже заслуга городского головы.

Не только Вахрамеев отличался такой любовью к городу. Многие ярославские купцы были щедрыми меценатами. Как правило, они становились старостами городских церквей и делали огромные вклады в их содержание. На деньги купцов открывались многочисленные приюты, школы, училища, больницы. Социалка — как мы бы сказали сегодня, самые остро необходимые объекты. Например, Н. М. Градусов (некоторые до сих пор в народе остановку Большая Фёдоровская называют «Градусово», потому что в том районе сохранилась усадьба купца) открыл высшее городское училище, Н. П. Пастухов — богадельню на 50 человек, училище и ремесленную школу, купцы Голодухины построили больницу, которая сейчас известна как онкобольница. Ни дать ни взять — ярославские ангелы-хранители! Деньги в правильных, ответственных руках — это мощь.

Нередко купцы становились промышленниками. Чего только стоит одна фамилия Оловянишниковых, производивших колокола для церквей по всей стране. А скатерти и салфетки с мануфактуры Максима Затрапезнова закупали даже англичане. Как сказал наш современник Брайан Трейси, «большинство преуспевающих людей достигает успеха совсем не в той области, в которой они начали. Но так как они находились в движении, они видели благоприятные возможности и шансы, о которых не знали бы, если бы сидели и ждали, пока всё устроится само собой».

Это лишь крупицы того, что сделали щедрые купцы для города. Их имена и вклады можно перечислять ещё очень долго. Кстати, так же, как и «Градусово», некоторые фамилии остались в народной памяти: Павловская роща в Дзержинском районе, где раньше стояла усадьба купца Павлова, Полушкина роща — по имени отчима великого русского актёра Фёдора Волкова.

Но, к сожалению, ярославские купцы бережливостью не отличались. То, что было нажито упорным трудом отцов, могло быть безжалостно промотано их сыновьями, поэтому некоторые династии существовали недолго. Конфликт отцов и детей был актуален всегда. Уже следующее поколение было абсолютно не похоже на предыдущее, разделяло другие взгляды и исповедовало свои ценности. Да и после революции купечество как класс было уничтожено. Принадлежность к купцам скрывалась. Сегодня потомки, сошедшие с обломков купеческих семей, иногда пытаются вернуть себе имущество предшественников. Или хотя бы не допустить его разрушения. Получается не всегда. В общем, возрождаются ли традиции ушедших веков в наше время — вопрос. Наверное, объёмы меценатства в целом всё ещё не те. Современные предприниматели во многом похожи на купцов: те же расторопность и смекалка и, конечно, тяга к меценатству. Влияли ли дельцы прошлого на политику? Несомненно. Влияют ли дельцы сегодняшние на современные общественные реалии? Считается, что да. Вопрос «престижа профессии» тоже возникает. Сегодня тому, кто занимается предпринимательством — спасибо Советскому Союзу — приходится бороться с имиджем спекулянта. Хотя вокруг нас живут и ответственные бизнесмены, как в плане своих сотрудников, так и в плане общества, на которых всем равняться нужно. Но обыватель мыслит стереотипами и зёрна от плевел отделять не утруждается.

А что сегодня?

Предприниматели вкладываются в сохранение архитектурного наследия. Например, ныне почивший директор ОАО «Ярославский технический углерод» Вадим Юрьевич Орлов на свои средства восстановил лежавший в руинах Дом общества врачей и открыл там музей, а также проспонсировал реставрацию Казанского собора. Знаменитый завод «Русские краски» подарил свою продукцию для акции «Человек красит место». Для одной из общественных организаций порядка 100 бизнесменов стали наставниками ярославской молодежи, помогая им развить общественные проекты. Мои знакомые — компания, специализирующаяся на канализационных системах, — помогали восстанавливать главку церкви Крестовоздвиженского прихода на улице Кооперативной. Занимаются предприниматели и украшением городских улиц: их чаяниями на улице Кирова появился ещё один символ города — Медведь с яблоком. А к 1000-летию города был подарен «Конь в яблоках» — смотришь на него, и веселее на душе становится.

Погуляйте по городу, посмотрите на таблички (по-умному «информационные надписи») на старинных домах и бывших усадьбах. И вы прочтёте известные купеческие фамилии, представители которых всё делали во благо народа и родного города. А некоторых вы можете увидеть воочию, отправившись в художественный музей, где представлена, пожалуй, лучшая в русской провинции коллекция купеческих портретов. А может, вы сами являетесь потомками ярославских купцов? Чтобы это выяснить, можете отправиться на форум генеалогического общества, опять же, едва ли не лучший в русской провинции: http://forum.yar-genealogy.ru/.