Найти тему
Игра в бисер

Не только про обнуление. Нарушение логики в поправках к Конституции

Оглавление

О чем молчат поправки в Конституцию. Часть 4.

В прошлых статьях я рассказывала вам о том, почему социальные поправки в Конституцию, вносимые в основном в 3 и ряд других глав на самом деле дублируют, изменяют или расширяют положения 1 и 2 глав. Сегодня я расскажу о том, почему это недопустимо. Почему поправки не могут вставляться в главы для этого не предназначенные.

Мауриц Эшер. Водопад
Мауриц Эшер. Водопад

Почему важно соблюдать правила внесения изменений в Конституцию?

Представим себе учебник по анатомии. В нем есть разделы: строение костно-мышечного аппарата, строение мозга, легких, сердца, Желудочно-кишечного тракта и так далее. Каждую из этих глав разрабатывает и пишет специалист узкой специализации. А потом какие-то открытия, новые исследования происходят и необходимо внести изменения в учебник. Так вот. Странно было бы, если бы кардиолог вносил информацию о новых открытиях, наблюдениях и выявленных ошибках в изучении сердца в раздел о желудочно-кишечном тракте. Это было бы просто недопустимым. Нарушилась бы логика повествования, нельзя было бы найти необходимую информацию в том месте, где она должна быть. У студентов бы не сложилась единая система знаний о сердце при разрозненности информации, в отдаленной перспективе такая неструктурированность, бессистемность и нарушение логики изложения вполне может стоить человеческой жизни.

В Конституции нарушение логики изложения является еще более грубым не только логическим, но и юридическим нарушением.

Неспроста глава 1, 2 и 9 изменяются в особом порядке – путем принятия новой Конституции. Потому как 1 и 2 глава касаются основ конституционного строя (структуры нашей государственности), а также прав и свобод человека и гражданина. Они задуманы как незыблемые, неизменяемые и устойчивые положения, которые призваны гарантировать определенный статус человека и гражданина, определённую структуру общества и государства. Изменять их нельзя кроме как путем принятия новой Конституции.

Почему нельзя вводить улучшения для людей в другие главы и нарушать логику изложения?

Это очень скользкий путь «улучшений», который ведет к расширению количества вносимых изменений, а также их качества в главный закон страны. Нарушая логику и последовательность изложения, нарушая правила принятия таких поправок, мы расширяем пределы допустимого вмешательства в то, что должно быть незыблемым. И завтра эти поправки могут чуть измениться, потом еще, а потом мы проснемся в другой стране:

Сегодня внесут изменение об индексации пенсий, завтра о социальной ответственности и солидарности граждан, завтра о личной ответственности человека за собственную жизнь, а послезавтра обязательность самостоятельного обеспечения родителей детьми… Я не буду докручивать этот пример до конца. Потому что мне не хочется верить в логичный финал.

Я хочу сказать, что ничего, абсолютно ничего не мешает законодателю внести все те поправки, которые есть, в законодательство и реализовывать их. Никто не мешает заботиться о детях и стариках, никто не мешает индексировать пенсии, никто не мешает заботиться о процветании культуры, нравственности и Русского языка. Без внесения изменений.

А знаете ли вы, что…?

В нашей Конституции существуют следующие статьи:

Ст.21: Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Ст.27 : Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ст. 29: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Ст. 37 : Каждый имеет право на защиту от безработицы

Ст. 41: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Это просто цитаты из статей. Я осознанно не даю к ним комментариев. Просто прочтите и вспомните, что есть такие статьи.

Вернемся к порядку изменения Конституции. Посмотрите, что такое Окно Овертона, как эта концепция изменения границы допустимого в общественном сознании применяется сейчас. В нынешней ситуации. В соответствии с этой концепцией существует целая методика изменения в общественном сознании границ допустимого, которые меняются от полного отторжения идеи (напомню, до 20-летия Конституции и в год 20-летия органами власти, Президентом говорилось неоднократно о том, что недопустимо внесение изменений и принятие новой) до абсолютного принятия (сейчас нам говорят, что Конституцию пора менять, она была принята в лихое время, а Президент обнулится, чтобы его аппарат не «рыскал глазами» в поисках нового приемника для спокойной работы чиновников и нашей же с Вами лучшей жизни).

Важно отслеживать сдвиг парадигмы действующей власти, чтобы понимать тенденции развития государственной политики, понимать, в какую сторону движутся изменения. И отслеживать, насколько вам нравятся такие изменения. Понимать, какие окна и двери перед вами открывают.

Пожалуйста, пишите, что думаете, согласны или нет, делитесь статьей с друзьями и знакомыми, подписывайтесь на канал.

Немного информации для особо любознательных.

Немного теории:

Конституция состоит из 9 глав, каждая из которых посвящена определенному вопросу.

3 из 9 глав (а именно 1,2,9) возможно изменить только путем принятия новой Конституции:

1 глава – основы конституционного строя (ст.1-16). – Она определяет базовые принципы, ценности и структуру отношений в государстве. Она является самой главной, основопологающей частью Конституции. Иногда теоретики права называют ее «конституция в Конституции», поскольку она определяет все направляющие политики, экономики и социальной сферы.

2 глава – права и свободы человека (ст. 17-64) – Определяет главные права, свободы, обязанности человека, определяет социальные гарантии и обуславливает принятие законов, направленных на защиту и обеспечение прав и свобод человека. Именно на соответствие ей чаще всего проверяет Конституционный суд РФ нормы действующих законов. Если законы не соответствуют положениям Конституции, то принимается решение о признании законов неконститутционными. Соответственно, такие законы не должны работать.

3 глава -федеративное устройство (ст. 65- 79) - определяет территориальное устройство страны, правовой статус субъектов России (краев, областей, республик и т.д.), распределение полномочий между органами власти различного уровня: федеральными органами власти и органами власти субъекта и основы экономических отношений в государстве.

4 глава – Президент РФ (ст.80 -93); 5 глава – Федеральное собрание (ст. 94-109); 6 глава – Правительство РФ (ст.110- 117), 7 глава – Судебная власть и прокуратура (ст.118 – 129) – определяют правовой статус соответствующего органа власти, объем его полномочий, порядок его формирования или избрания и носят с точки зрения обывателя больше технический характер, но с точки зрения построения системы государственного управления эти главы очень важны, поскольку позволяют выстраивать систему сдержек и противовесов разных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. В теории государственного управления это необходимо для соблюдения баланса сил и избежания злоупотребления со стороны какой-либо из ветвей власти.

8 глава – местное самоуправление (ст.130-133) – это очень важная глава, которая долгое время хотя бы пыталась отстоять возможность самостоятельного решения местных вопросов. Местное самоуправление в 1 главе декларируется как самостоятельное, не зависящего от органов государственной власти, не входящее в систему органов государственной власти.

9 глава – Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции (ст. 133-137) – это то, о чем я говорила раньше. В первой главе. Очень важная глава, которая посвящена процедурным вопросам изменения главного закона страны. Важна она потому, что именно ее существование обеспечивает неизменность Конституции, стабильность основных гарантий и основы государственного устройства.