Найти тему
Азбука Вокала

Вокальные конкурсы: польза и вред для певца

Вокальные конкурсы - очень неоднозначное явление. Они широко популярны, так как обычно очень зрелищны, красивы и эмоциональны. Польза конкурсов в том, что они могут открыть широкой публике нового интересного певца и дать мощный толчок его карьере. Но зачастую эти же самые конкурсы наносят психике певца (особенно юного певца) большой вред, который может сломать на корню многообещающую карьеру.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Давайте разберёмся с этим явлением поподробнее. На вокальных конкурсах мы имеем дело с оценкой вокала певца. Что можно оценить? Ряд технических параметров - диапазон голоса, чистоту интонации, подвижность голоса, мелизматику, владение стилем, использование разнообразных приёмов, ну может, ещё два-три чисто технических фактора. Но так как на конкурсы идут обычно люди очень прокачанные технически, то в плане техники они будут плюс-минус равны. И что тогда?

Жюри начинают оценивать сугубо субъективные понятия, такие как образ, артистичность, харизма. И здесь нет и не может быть объективности! То, что одному члену жюри кажется, например, скучной и пресной подачей, другому может казаться очень глубоким и сдержанным прочтением.

Искусство подразумевает предельно субъективную работу артиста и предельно субъективное восприятие слушателя. И здесь не может быть споров, потому что это всё - дело вкуса, и зависит от личных предпочтений, жизненного опыта и подсознательной чисто человеческой симпатии или антипатии к участнику конкурса.

Чем это грозит участнику? Тем, что он мог очень субъективно "не понравиться" какому-то судье. И участник начинает думать, что он плох вообще. Это очень деморализует, убивает самооценку и желание работать. Кроме того, следует помнить, что музыканты люди искусства - это как правило, люди сверхчувствительные, тонкие, ранимые.

Невозможно быть настоящим музыкантом и не жить при этом с обнажёнными нервами. И когда в том же "Голосе" какой-нибудь наставник выгоняет своего же подопечного, садистически бормоча какую-то чушь, что тот "не раскрыл образ" или "не знаю, что с ним делать в своей комаде", певец - участник получает сильнейшее травмирование.

Как правило, настоящий певец в пении всегда выкладывается до конца. Он честен, искренен, предельно уязвим, открыт, как ребёнок. И любое неосторожное слово может перекрыть весь этот тончайший канал музыки, которой он делится со зрителями.

У каждого своя музыка, а значит, своя правда. Это не может быть "лучше" или "хуже". Это просто по-разному. Поэтому интерпретацию нельзя сравнивать и оценивать.

Я думаю, если певец идёт всё-таки на конкурс чтобы показать себя широкой публике, ему нужно тысячу раз подумать, будет ли он готов пережить отвержение, не сломает ли это его, не перекроет ли ему творческий канал. И только если певец уверен, что одинаково спокойно переживёт победу и поражение, если у него есть крепкая, прочная опора, ему стоит идти.

Есть ещё момент: при постоянном участии в конкурсах, певец перестаёт воспринимать себя "изнутри", он начинает оценивать себя мнениями жюри. А это значит, он будет пытаться предугадать, что хочет жюри, и будет действовать им в угоду, жертвуя своей самобытностью - что, кстати, тоже всегда чувствуется. Через некоторое время такой певец рискует потерять себя, стать зависимой марионеткой от чужих желаний и настроений.

Конкурсы - опасный и психологически скользкий путь. И певцу нужно быть готовым многое пережить и проработать в себе, если уж решился туда идти.

А вы что думаете по поводу вокальных конкурсов?

Пишите в комментарии!

Спасибо за лайк и за то, что вы со мной!