Вокальные конкурсы - очень неоднозначное явление. Они широко популярны, так как обычно очень зрелищны, красивы и эмоциональны. Польза конкурсов в том, что они могут открыть широкой публике нового интересного певца и дать мощный толчок его карьере. Но зачастую эти же самые конкурсы наносят психике певца (особенно юного певца) большой вред, который может сломать на корню многообещающую карьеру.
Давайте разберёмся с этим явлением поподробнее. На вокальных конкурсах мы имеем дело с оценкой вокала певца. Что можно оценить? Ряд технических параметров - диапазон голоса, чистоту интонации, подвижность голоса, мелизматику, владение стилем, использование разнообразных приёмов, ну может, ещё два-три чисто технических фактора. Но так как на конкурсы идут обычно люди очень прокачанные технически, то в плане техники они будут плюс-минус равны. И что тогда?
Жюри начинают оценивать сугубо субъективные понятия, такие как образ, артистичность, харизма. И здесь нет и не может быть объективности! То, что одному члену жюри кажется, например, скучной и пресной подачей, другому может казаться очень глубоким и сдержанным прочтением.
Искусство подразумевает предельно субъективную работу артиста и предельно субъективное восприятие слушателя. И здесь не может быть споров, потому что это всё - дело вкуса, и зависит от личных предпочтений, жизненного опыта и подсознательной чисто человеческой симпатии или антипатии к участнику конкурса.
Чем это грозит участнику? Тем, что он мог очень субъективно "не понравиться" какому-то судье. И участник начинает думать, что он плох вообще. Это очень деморализует, убивает самооценку и желание работать. Кроме того, следует помнить, что музыканты люди искусства - это как правило, люди сверхчувствительные, тонкие, ранимые.
Невозможно быть настоящим музыкантом и не жить при этом с обнажёнными нервами. И когда в том же "Голосе" какой-нибудь наставник выгоняет своего же подопечного, садистически бормоча какую-то чушь, что тот "не раскрыл образ" или "не знаю, что с ним делать в своей комаде", певец - участник получает сильнейшее травмирование.
Как правило, настоящий певец в пении всегда выкладывается до конца. Он честен, искренен, предельно уязвим, открыт, как ребёнок. И любое неосторожное слово может перекрыть весь этот тончайший канал музыки, которой он делится со зрителями.
У каждого своя музыка, а значит, своя правда. Это не может быть "лучше" или "хуже". Это просто по-разному. Поэтому интерпретацию нельзя сравнивать и оценивать.
Я думаю, если певец идёт всё-таки на конкурс чтобы показать себя широкой публике, ему нужно тысячу раз подумать, будет ли он готов пережить отвержение, не сломает ли это его, не перекроет ли ему творческий канал. И только если певец уверен, что одинаково спокойно переживёт победу и поражение, если у него есть крепкая, прочная опора, ему стоит идти.
Есть ещё момент: при постоянном участии в конкурсах, певец перестаёт воспринимать себя "изнутри", он начинает оценивать себя мнениями жюри. А это значит, он будет пытаться предугадать, что хочет жюри, и будет действовать им в угоду, жертвуя своей самобытностью - что, кстати, тоже всегда чувствуется. Через некоторое время такой певец рискует потерять себя, стать зависимой марионеткой от чужих желаний и настроений.
Конкурсы - опасный и психологически скользкий путь. И певцу нужно быть готовым многое пережить и проработать в себе, если уж решился туда идти.
А вы что думаете по поводу вокальных конкурсов?
Пишите в комментарии!
Спасибо за лайк и за то, что вы со мной!