Всем Большой привет! На войне, как известно, среди солдат гуляют разные суеверия приметы и другие, на первый взгляд малозначительные привычки, которые в боевых действиях приобретают особый “сакральный” смысл. Давайте я расскажу о нескольких суевериях советских солдат во время Великой Отечественной. Что интересно, многие приметы и суеверия Великой Отечественной берут свои корни из Первой Мировой и они настолько плотно укоренились в воинской среде, что дошли даже до войны в Афганистане.
По воспоминаниям участников разных войн, некоторые их товарищи утверждали что скоро погибнут и это предчувствие почти всегда сбывалось. Широко известны подобные случаи в годы Великой Отечественной Войны.
Вот что вспоминал об этом Генерал Корабельников:
“У меня был друг на северо-западном фронте, человек исключительной храбрости и мужества. В сорок четвёртом он вдруг стал говорить мне -Максим недолго нам осталось быть вместе.
-Не дури Иван Васильевич! - отмахивался я. А он все “убьют меня!”
-С чего ты взял? спрашиваю, а он - я это чувствую, устал я и все мне опостылело.
И действительно его убили.”
И Хотя данный эпизод вполне можно объяснить известным в современной психологии “синдромом усталости” который замедляет реакцию, притупляет чувства самосохранения и как следствие повышает вероятность гибели человека в бою, не всякое предчувствие смерти можно найти рациональную причину.
Существуют устоявшиеся табу в отношении вещей погибших, что ни коем случае нельзя их подбирать. Хотя для этого суеверия есть вполне рациональное объяснение. Поскольку немцы были большими любителями минировать трупы.
Почти у каждого солдата был свой талисман, который нужно было хранить в тайне. При этом вера в судьбу присутствовала, даже если человек утверждал что никогда не верил в Бога.
-Ни в Аллаха, ни в бога я не верю - вспоминал ветеранах Великой Отечественной бывший комсорг батальона. минометчик Мансур Абдулин.
-Помню еще на пути к фронту были нам выданы пластмассовые патрончик с крышкой на резьбе. Внутри ленточка которую надо было собственноручно заполнить своими анкетными данными, завинтить патрончик наглухо, чтобы в него не попала сырость и положить в кармашек. “Паспорт смерти” - Так окрестили мы этот патрончик между собой. Не знаю кто как, а я этот паспорт выбросил тихонько, чтобы никто не видел и на его место положил свой талисман, предмет который я должен буду сберечь до конца войны. Наверное у всех моих товарищей были вещи которые служили талисманами, но говорить об этом было не принято. Талисман имел силу если о нем знал только ты сам. Если это суеверие, то были у меня и другие суеверные символы, в поведении. С убитых даже не брал часы и замечал, как только кто-то нарушает это моё суеверное правило - погибал сам. Закономерность какая-то действует. Еще заметил кто слишком трусливо прячется, обязательно погибает. Усвоил это примету настолько, что угадывал кого убьет и редко ошибался”
Главные приметы на войне всегда связаны с попыткой отвести от себя угрозу гибели, обмануть смерть, защититься с помощью оберега в роли которых выступают порой самые неожиданные предметы.
“-Сам я суеверен не был - рассказывает ветеран Великой Отечественной Пушкарёв,
-но с суевериями сталкивалась. Какие были приметы чтобы тебя не убили на фронте? Нужно было письмо или фотокарточку любимой носить у сердца. Тогда это фотокарточка отводила пулю. Такой же силой обладало стихотворение “Жди меня” Симонова, но её нужно было обязательно переписать от руки и носить только у сердца. Один из товарищей всю войну носил с собой первую выданную ему обойму винтовочных патронов. По его словам, эту примету перед отправкой на фронт ему открыл отец, участник Первой Мировой. “Первую пулю надо хранить обязательно, тогда тебя пуля не тронет. А использовать ее можно только когда окончится война”
В воспоминаниях ветерана Дробязко можно прочитать, как его сверстники-сослуживца предложили воспользоваться “заговором”. “В тетрадке оказалось переписана то ли молитва, то ли заговор от пуль. В голове не укладывалось что в наше время молодые, грамотные парни могут верить в эту чушь! Они стали предлагать мне переписать молитву и передавать знакомым ребята. Я отказался. И они меня обматерили!”
Другие приметы явно имели характер коллективного опыта, закрепленного в народной памяти. Вот что пишет Пушкарёв:
” Старая примета была, идущая видимо от ранних эпох - это надевать чистое бельё перед боем. Многие бойцы идя в бой, обязательно переодевались. Безусловно это имело чисто гигиеническое значение. Ещё была примета очень правильная не есть перед тем как идти бой. Тоже понятно почему. Потому что могло быть ранение в живот.
Еще считалось что перед боем нельзя материться. Во время боя - да можно, а перед боем ни в коем случае! "
Впрочем и среди традиции существовали изначально мистические, не связанные с боевой практикой. В основе которых как правило лежали случайные совпадения. Так, среди летчиков до сих пор бытует суеверие, согласно которому перед боем нельзя фотографироваться - иначе жди беды. При этом они ссылались на гибель героя Первой Мировой Нестерова, который снялся на память и разбился.
Разумеется это далеко не все приметы и суеверия солдат, а про приметы и суеверия моряков - можно целый роман писать.
Но что самое удивительное, многие из них перекочевали и в афганскую войну. Правда часть из них приобрела диаметрально противоположное значение.
На войне я не был. Но могу представить как было страшно людям. Проснешься завтра или нет? Подобные мысли невыносимы. И если человеку будет спокойнее от разного рода "заговоров", талисманов и оберегов - то почему бы и нет.