Однажды я наблюдала как моя кошка никак не могла съесть маленький кусочек мяса: он был без сухожилий, не резиновый и действительно маленький, буквально 2х3см. Она малоежка, нет смысла класть ей много еды. Поковыряет, а потом не доест, потому что подсохло. Тщедушно своей лапой она и так и эдак, пару раз ткнулась в него мордой, с неумелой попыткой надкусить. Пришлось разделить ее трапезу на мясные крошки.
Я тогда подумала что вчерашний хищник совсем свои характеристики изменил или потерял рядом с человеком.
А через месяц эта "тщедушная" кошка убила у меня на глазах крысу. Первый этаж, центр СПб и ЖЭК, который не занимается этой темой. Разумеется дом заражен грызунами.
Я тогда даже не успела испугаться за саму кошку, так стремительно стала развиваться ситуация. Они с крысой были почти одного размера, кошка маленькая. Вскочив на табуретку я с отвисшей челюстью наблюдала эту дикую схватку как в настоящей дикой природе, не знавшей человека.
Как это возможно, быть таким двойственным? Помню в мыслях пронеслось "она со мной играет". Но животные не умеют играть. Поэтому неоднозначность одомашнивания животных, таких как кошки или собаки становится еще интереснее: они будто живут в двух измерениях сразу. В одном рядом - с человеком, в другом - диким животным. По собственной воле могут переходить из одного в другое.
Они совершенно понимают человеческий язык, без единого человеческого слова.
Моя кошка наблюдает за мной также внимательно, как и я за ней, с тех пор как мы начали изучать друг-друга. Она знает, что иной раз я "летаю в облаках", думаю о чем-то своем, не замечаю, что она зовет меня. Чтобы "вернуть меня в реальность" она едва касаясь кожи проходится по моей ноге своим клыком. Это бывает щекотно и смешно и я сразу обнаруживаю ее просьбу. Как правило в этих случаях она просит еды.
Получается, кошка знает и понимает человека. Может изучить его "повадки".
Может ли абсолютно домашний кот однажды уйти на улицу, прожив с человеком несколько лет?
До нее у меня был красивый черный кот Мака, также подобранный на улице, но совершенно больным и маленьким котенком. История моих попыток вылечить его одна из тех, которые, казалось бы, навсегда решают вопрос дружбы между животным и человеком в пользу дружбы: я именно тогда без соответствующего образования научилась делать укол животному, после того как ветеринар показал мне это однажды. Было понятно, что тем более спасется, если без лишних поездок в клинику, потому как совсем плох. Дома спал на грелке, чтобы кровь шевелить извне, стимулировать. Ветеринар выдал мне несколько готовых шприцов с лекарством и мы с котенком отбыли домой с последней надеждой. Помню как очнувшись впервые за два дня почти беспробудного сна пополз к своей миске только на передних лапах, задние волочил. Но потом полностью оклемался.
А потом, в течение нескольких лет, мы с этим котом пережили еще не одно приключение. Однажды, маленький еще сын показал мне ручкой на окно и сказал "туда", когда я спросила "куда делся Мака?". Я выглянула и не поверила - внизу черное пятно с хвостом, лежит и не шевелится. По ступенькам летела с 4-го этажа, обогнав лифт - кот остался жив и даже не вредим. И все это для того, чтобы через несколько лет он ушел по лесам из другой (съемной квартиры), в центре города, перед самым объявлением арендодателя, что квартира продана, на переезд 2 недели. .. Каждую свободную минуту я расклеивала объявления, обходила подвалы, которые мне потом еще долго снились. Это было время активной реставрации в центре, но подвалы Адмиралтейского р-на еще не скоро будут благоустроены, они были просто страшные. И вот, буквально за день до переезда, когда уже не было надежды - в комнате с тем самым окном раздалось радостное и немного нервное "мяу" - "туда ли я попал?". - Увидев меня понял, что туда, это была снова встреча, радость, что снова вместе - нет сомнений, что радость была и у него. Накануне мне по объявлению звонили, говорили что похожий по описанию черный кот ходил по лесам соседнего подъезда, значит искал свое окно.
Еще года через два мы переехали в Адмиралтейский р-н на первый этаж. И вот тут произошло то, что я не могу понять до сих пор. Вот этот самый кот, который был рад, что у него есть дом - однажды просто ушел и больше не вернулся. Не захотел.
Нет, я нашла его и поймала, и вернула домой. Я купила большой рыболовный сачок для этой цели и не сразу смогла его подкараулить, сделать вид, что ушла: он поселился в подвале соседнего двора и принимал еду, но только когда я удалюсь на безопасное расстояние.
Дома вел себя скованно. Как в подросток в нервных гостях, когда не удается унять смущение. Но пытался. И все поглядывал в окно.
Потом ушел второй раз... И однажды ночью, когда я случайно встретила его на улице и последовала за ним в арку - повернулся и зашипел на меня. Я была ошарашена и поняла, что это конец.
Правда, это оказался не совсем конец. В последствии Мака несколько раз приходил к своему бывшему дому - стоял и смотрел в окно, ждал, когда я выйду его покормить. Сам удалялся на безопасное расстояние, потом ел, а потом еще какое-то время сидел и смотрел на меня. И уходил. Это происходило в холодную зимнюю погоду. В последний раз он пришел с первым мокрым, летящим снегом. К этому времени Мака превратился в эдакого морского волка. По нему было видно, что в обиду себя не даст. Его красивая шелковистая черная шерсть стала грубой. А его взгляд - без лишних слов объяснял, что может стать очень холодным, если попытаться подойти близко.
... Но, все же, он знал, что здесь его помнят и ждут, и не отвергнут, даже если он "ненадолго". Но он выбрал себе другую жизнь.
Пока я выслеживала Маку и ловила рыболовным сачком в соседнем дворе, мальчишка из того двора, написал сочинение о "свободолюбивом коте". Мне потом его мама рассказывала, они всей семьей за этой историей следили.
... Они все еще могут выбирать: жить с человеком или вернуться "домой". Значит в глубине каждого из них до сих пор живет другое существо, неизвестное нам, дикое и свободное.
"Духовный мир кошки утончён и дик, он не раскрывается перед людьми, навязывающими животным свою любовь" - так считает Конрад Лоренц, один из основоположников этологии (наука о поведении животных), австрийский зоолог и зоопсихолог.
Ну насчет "навязывания любви" я бы поспорила, и не только в моем конкретном случае.
Степень одомашнивания кошек, несмотря на то, что ни живут рядом с человеком 10 000 лет, является предметом спора. Впрочем, если прислушаться, то дикий мир животных продолжает смотреть на нас из-за спины всех одомашненных, в той или иной степени.
Все неподписанные фото текста из открытого доступа или в собственной редакции.