После прочтения «Семиевия» хотелось почитать чего-то такого же космического и грандиозного. Еще тогда я рылся в интернетах в поисках оного. Но как-то ни на чем не остановился.
Некоторое время назад снова погрузился в эту тему, просмотрев несколько топов космической фантастики (что интересно ни один про «Семиевие» и слова не сказал), и уже после всего просмотренного стал искать конкретные романы.
В нескольких топах упоминались одни и те же книги, в частности Дэн Симмонс «Гиперион», Питер Гамильтон «Звезда Пандоры», Ким Робинсон «Аврора».
Начал со «Звезды Пандоры». И не понял при чем тут «космическая» фантастика. Да, народ путешествует между мирами, но не на космических кораблях, а через «червоточины» - планеты соединены, по сути, железнодорожным сообщением. Мне хотелось чего-то другого, поэтому этот роман я отложил.
Следующим был роман Дэна Симмонса «Гиперион». Первый из семи романов, если быть точным. Но и тут меня постигло разочарование. Главные герои таки летели на звездолете на планету Гиперион (на очень странном звездолете, нужно сказать), но на этом, надо понимать, вся космическая часть и должна была закончиться. Дальше, насколько я понял, каждый роман цикла должен был быть рассказом одного из участников этого полета. Прикинув, что это сильно много букафф (а сюжет меня не дюже зацепил) я и этот роман отложил до лучших времен.
Таким образом, я подобрался к «Авроре» Робинсона.
На самом деле, у Кима Робинсона есть и другие космические произведения, но вот именно «Аврору» все хвалили как, прям, эпическое, и космическое, и свежее.
Короче, начал читать.
С первых строк невольно наметились параллели с «Пасынками вселенной» Роберта Хайнлайна (кстати, в тех же топах «космической фантастики» иногда Хайнлайна вспоминают, но, на самом деле не самый сильный его роман «Звездный десант», а вот про те же «Пасынки вселенной» никто даже «пару з роту не пустыв»).
Итак, что мы имеем? А имеем мы звездолет, который отправили земляне к Тау Кита, дабы освоить там одну из планет системы, даже не планету, а ее спутник, земного типа. Звездолет имеет корпус, состоящий из стержня и двух торов вращающихся вокруг него, создавая искусственную гравитацию, правда, каким-то чудесным образом, эта же гравитация присутствует и в самом стержне. В торах разместили различные биомы, в которых и существует «экипаж» естественным образом – то есть он там живет, работает, выращивает еду, учится в школах и тому подобное. Все полезные ништяки печатают на принтерах, и никакого другого производства, вроде как, и нет. Как нет упоминания и про какие-то высшие учебные заведения, при том, что летит звездолет уже 170 лет, поколения сменяются, и откуда берутся специалисты (а они есть, причем высококлассные, похоже), не понятно, не иначе как от сохи. Более того, я не зря взял слово «экипаж» в кавычки, потому как экипажа, как такового и нет – все занимаются чем угодно, но не управлением кораблем. Управлением кораблем занимается сам корабль (у него, кстати, нет никакого названия, что тоже странно), причем занимается он этим тоже как-то спустя рукава. По крайней мере, первую часть романа.
Как я уже сказал, повествование начинается примерно на 170-ом году полета, практически на подлете к Тау Кита. Сначала не очень понятно, но потом выясняется, что само повествование идет от лица корабля, который не просто корабль, а уже искусственный интеллект, даже обладающий самосознанием, только об этом почти никто не знает.
Вторая треть романа разворачивается уже в системе Тау Кита, где переселенцы, побросав мотыги, ломанулись обживать один из спутников, который, собственно, и называется Аврора. Не совсем понятно, почему именно это слово вынесено в название романа, потому что колонизация несколько не удалась.
Собственно само освоение было какое-то бестолковое. Высадились, и давай там сразу что-то строить, по сути, не удосужившись провести хоть какие-то мало-мальские исследования. Воздух вроде пригоден для дыхания, колонисты жаждут снять шлемы скафандров, но им не дают, испытывая опасения. А произвести анализ атмосферы – не судьба? Странно это все.
Но в результате все накрывается медным тазом – колония загибается в течение месяца, и все работы на Авроре сворачиваются. Вот почему я и не понимаю, с какой такой стати роман называется «Аврора» если действие на ней разворачивается в течение месяца, ну, может чуть дольше, а длительность общих событий романа лет эдак четыреста.
И колонисты оказались перед проблемой с исконно русским вопросом – Что делать?
Одни предлагают продолжить освоение Авроры, другие – терраформировать другой спутник, у другой планеты, там, конечно, не все так кошерно (нет атмосферы и воды), но это пыль для моряка астронавта, третьи – предлагают лететь дальше, мол, тут за углом, каких-то 13 световых лет, есть еще одна подходящая система, можно там счастья попытать, а четвертые, внезапно, агитируют вернуться на Землю.
Все эти разногласия приводят к местному майдану, который, традиционно (это не я придумал) идет из Киева.
Короче, когда от массовых беспорядков погибло некоторое количество колонистов, корабль (тут стоило бы писать, наверное, Корабль, но в романе так нигде не пишется, ИИ корабля называет себя «мы» и никакого имени собственного не имеет) берет на себя полицейские функции, и разгоняет всех по отдельным биомам, дабы успокоились.
В результате, корабль делят на две части – одна остается в системе Тау Кита, и будет базой для колонистов, другая, большая половина, летит обратно к Земле.
Причем все это происходит, как-то, походя – решили, разделили, наксерили на принтерах всякого разного – роботы, космолеты, дома, принтеры, набрали с разных спутников и планет необходимых ископаемых – и дело в шляпе! Если было все так просто, нахер было так далеко лететь?! Вопрос…
В общем, колонисты остаются, возвращенцы – летят обратно.
Про оставшихся больше ни слова! То ли они все померли, то ли они уже между собой не общались, но об их судьбе в романе ничего не сказано.
Третья часть романа – это возвращение в родные пенаты.
Если по дороге ТУДА все было нормально, то по дороге ОБРАТНО на корабле возникают проблемы, как грибы после дождя на хорошо унавоженной поляне. Короче, крокодил не ловится, не растет кокос, недоколонисты голодают и мрут.
Но тут ИИ и парочка самых грамотных, придумывает уложить всех в гиперсон, и таким макаром долететь до Земли вовсе не отвлекаясь на еду. Опять же, все это делается (исследование, разработка технологии, подготовка материальной базы) за пару месяцев.
Невольно восклицаешь: А что, так можно было?!
Оказывается, да.
В романе много текста от имени корабля, и обычно – это «вода», написанная, я так понимаю, для объема, поэтому большую часть третьей части я пролистал.
Но безымянный корабль со спящим экипажем таки добирается до Солнечной системы, где у него снова возникают проблемы.
Ладно, совсем спойлерить не буду, вдруг кто-то все-таки решиться прочитать этот роман, поэтому не буду говорить, чем все закончилось. Но вот парочку своих мыслей по этому поводу напишу.
В целом, роман читается легко, по крайней мере, большая его часть. Заслуга не столько в языке, которым написано, а в разбитии на массу небольших глав, которые легко можно перепрыгивать, когда начинается какая-то тягомотина. Но в повествовании просто немеряное количество откровенных ляпов и антинаучных описаний, как и абсурдности в поведении героев.
Я часто ловил себя на мысли, что все описанное просто не могло бы существовать в действительности. То есть идеи заложены правильные, но воплощены в книжном мире как-то коряво, нереально. А из этого всего проистекает и нереальность всего происходящего, когда хочется выкрикнуть по Станиславскому: «Не верю!».
Как чтиво для подростков – наверное, не плохо. Как для взрослого человека – скорее нет, чем да.
Лично мне он сбил оскомину на космическую фантастику. Пока.
Ким Робинсон «Аврора»
6 минут
129 прочтений
24 июня 2020