Детям еще с раннего детства вбивают молоточками стереотипов несложную истину: «читай, если хочешь стать Человеком». Но неуловимые нотки бескомпромиссности в этой фразе вызывают сомнения: как стать человеком, если целыми днями сидеть, уставившись в книгу.
Если в детстве человек находится под влиянием «авторитетов»: родителей, учителей, бабушек, дедушек, - то затем он постепенно обретает свой голос, своё мнение и как следствие становится личностью. В этот момент и решается его книжная судьба.
Есть три типа читателей. Первые ставят себе цели вроде «100 книг за год» (или еще хуже за месяц), вторые – читают, когда хочется или, когда нужно, третьи всеми способами стараются избегать как художественной, так и научной литературы.
Что не так с каждой из этих групп?
По поводу тех, кто поглощает книги так, как тучный человек поглощает фастфуд, изумительно высказался в небольшом эссе «Пища для ума» математик и автор «Алисы в стране чудес». Смысл в том, что книги – это пища. Существует еда, которую просто необходимо поглотить после тяжелого дня, чтобы утолить голод. Есть фастфуд, который часто становится всего-навсего самоцелью. Но прекрасны книги, который похожи на интуитивное питание: чтение по зову сердца.
Любители ставить цели «буду читать по книге в день» не учитывают, что книга должна перевариться в сознании. В противном случае получается пицца, съеденная в полночь: минутное удовольствие, потраченное время и как бонус расстройство желудка. Чем тогда книга лучше телевидения, где повод для гордости от чтения?
Но в нашей голове две фразы всё еще звучат по-разному: «я прочитал целых 20 книг за месяц», «я посмотрел 20 сериалов за месяц». Вероятно, это от того, что еще глубоко сидят в головах "авторитетов" воспоминания о временах, когда книга была одним из немногих источников информации.
Итак, дабы избежать многостраничного трактата на эту тему, стоит изложить ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, в виде коротких тезисов:
1. Книга требует переваривания в сознании, поэтому если читать книги одну за другой усвоения не произойдет.
2. Чтение может всего-навсего быть не по возрасту, поэтому многоликие школьники знают о Наташе Ростовой только по краткому содержанию.
3. Чтение может не соответствовать характеру, поэтому очень активные, энергичные люди нет так много читают.
4. Чтение возводят в культ, а сложно полюбить то, что навязывают.
И напоследок вопрос к размышлению: до 1440 года человечество не знало печатного станка, даже после этого многие столетия книга не была доступна широкому читателю. Неужели предки лишились многого из-за отсутствия книжной пищи для ума?