Найти тему
Икстория

Шостакович-доброволец и его седьмая симфония

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович

22 июня 1941 года Дмитрий Шостакович прибыл в Ленинградскую консерваторию для проведения выпускного экзамена. Сообщение о начале войны помешало планам, экзамены прерваны...

Композитор подал заявление о зачислении его добровольцем в ряды Красной армии, однако последовал отказ. Во второй раз он отправился на сборный пункт, но ему вновь отказали и вскоре зачислили (по просьбам друзей) на строительство оборонных сооружений Ленинграда. В конце концов, после настойчивых обращений он был зачислен в пожарную команду противовоздушной обороны.

Так или иначе, музыкальная деятельность продолжалась, композитор задумал новую симфонию (по другим версиям хотел доработать созданную до войны). Осенью налёты люфтваффе участились, Шостакович с семьей вынужден был прятаться в бомбоубежище. Свой патриотический порыв он перенёс в музыкальную плоскость. Он писал:

Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас.

Премьера седьмой симфонии Шостаковича состоялась в марте 1942 в Куйбышеве (Самара), затем в Москве.

9 августа того же года симфонию под дирижёрством Карла Элиасберга услышал Ленинград. В день первого исполнения вся артиллерия Ленинграда была брошена на подавление огневых точек противника.

Ленинград, огонь зенитных орудий, 1941 год
Ленинград, огонь зенитных орудий, 1941 год

Кларнетист Виктор Козлов вспоминал:

Действительно, включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку Зал был полон моряками, пехотинцами и просто любителями музыки.

Слушатели не скрывали слёз.

Музыка вещала о вере в победу, героизм, жертвенность. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети, так что её слышал и противник.

Позднее немецкий солдат признался:

Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем эту войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть.

Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.