Многие родители (мне кажется, что все) хотят, чтобы их ребенок был дисциплинированным. И это, наверное, правильно. Только часто понятие "дисциплина" путается с понятием "послушность", подчинение требованиям старших, делание всего “полезного”, всегда и во чтобы то ни стало. Да, для этого нужно воспитывать железную, несгибаемую волю. А как же? Для поддержания железной дисциплины требуется железная воля - все верно…
Верно-то оно верно, да не совсем, точнее совсем не верно, давайте разбираться.
Само понятие дисциплина происходит от латинского слова disciplina, что означает - "обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку".
Опять же - как без порядка-то???
В социуме, наверное, никак, и тем не менее, имея дело с детьми, мы, взрослые (если, конечно, мы взрослые), должны понимать, вернее нам стоит вспомнить себя и понять, как такая, не побоюсь сказать, военная муштра ломала и продолжает ломать души, наши, наших родителей, наших детей годами, столетиями. Ведь никто не спрашивает мальчика и девочку, хотят они идти в школу или детский сад, да что там школа, а еда в определенное время, а сон по часам и т.д. и т.п.
И это неизбежно в сложившейся ситуации, наше страдающее от тревог и ярости, страха и гнева, конкурентной борьбы и постоянных соревнований на всех уровнях жизни общество (кто быстрее съест, кто быстрее оденется, быстрее спустится, поднимется по лестнице и т.д.) по-другому не умеет, не знает, да и не хочет, а вернее боится до паники.
В таких условиях наша задача не навредить еще больше. Как это сделать? Можно, нужно постараться заметить то, что для ребенка ценно, что ему интересно, что он делает без посулов и уговоров. И поддержать его в этом, если нужно мягко перенаправить, переориентировать, внести творческий аспект в его важные дела.
Любит ребенок гулять - отлично, расскажите ему про окружающий его мир, про природу родного края, про гербарий, расскажите, что в его ненавистном для вас гаджете, есть фотокамера и он может стать не просто фотографом, а снимать для вас хроники своих прогулок, насекомых, птиц, соседей. Покажите, как можно обрабатывать фото на ПК и он вернется домой сам. Хвалите его за проделанную работу и меньше критикуйте, ведь он учится, и все, что он делает не из-под палки есть игра и творчество.
Ему все равно придется ходить в школу, его все равно будут заставлять делать то, что он не хочет делать. Он все равно будет этому сопротивляться и саботировать, потому что так устроена наша психика. Здоровая Душа не хочет, чтобы ее принуждали, насиловали какими-то там методиками. И тогда мы, взрослые, начнем с утроенной силой твердить ребенку о дисциплине, которой у него нет, и о силе воли, которую нужно развивать в суровых баталиях с самим собой.
И у человека останется, как в сказке, три пути:
Просто сдаться и плыть по течению, не испытывая никакого удовольствия от жизни, а это прямой путь к зависимостям. Стать перфекционистом, тратя огромные ресурсы, чтобы ублажать своих близких, не имея в виду свои личные желания, которые подавляются, но никуда не исчезают - и все это до первой более менее серьезной неудачи, а потом срыв вплоть до суицида, именно из этой группы люди чаще всего "шагают из окна". И, конечно, третий путь, путь развития личности, путь опасной конфронтации с обществом, с уходом из дома и совершением преступлений или, как этого мне хочется, поиск своего, личного пути. Пусть таким дерзновенным попадаются Учителя, а не дисциплинированные педагоги. Пусть их дисциплиной станет последовательность совершаемых ими действий, а не тупое исполнение навязанных обязанностей. Пусть они смогут и станут не лучше и не хуже, пусть они станут САМИ СОБОЙ.
И тогда их ценности совпадут с их целями и они обязательно покажут и расскажут всей своей жизнью, что такое настоящая сила воли и какова цена дисциплины, которая ведет к творчеству...
А.Шульгин