"Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" (Послание к Римлянам 9:19)
См. также Книгу Иова 36:23.
Есть два общеизвестных утверждения, которые кажутся противоречащими друг другу.
Первое утверждение: Бог является Вседержителем, «держащим» всё в Своей руке, то есть управляющим абсолютно всем, происходящим в мироздании. Второе утверждение: Бог обвиняет грешников в нарушении Своего закона.
На первый взгляд, мы имеем противоречие: Бог обвиняет людей в том, что совершено людьми под управлением Самого Бога, такое обвинение несправедливо.
Обычно это противоречие разрешается путём отрицания Божьего Вседержительства: мол, Вседержитель держит в Своей руке на самом деле не всё, человек сам управляет собой и своими поступками.
Действительно, ответственность за поступки должен нести тот, кто управляет этими поступками. Если человек сам управляет своими поступками, то он сам должен нести за них ответственность, если поступки являются грехами – сам человек должен быть за них обвинён. Если человек не сам управляет своими поступками, то он не может нести за них ответственность и не может быть за них обвинён.
Однако, возникает интересный вариант этой ситуации: как быть, если поступками человека управляет Бог, но сам человек это отрицает, считая самого себя управляющим собой? Кто в этом случае должен нести ответственность за поступки человека? Сформулирую вопрос по-другому: что будет справедливым по отношению к такому человеку – обвинить его или простить? Отмечу при этом очень важный акцент: что будет справедливым С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМОГО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА?
Этот акцент чрезвычайно важен потому, что на Последнем Суде между Богом и каждым человеком любой "третий" является лишним, и точка зрения этого "третьего" абсолютно не имеет значения. Что же имеет значение? Имеет значение безусловная справедливость Суда с точки зрения обвиняемого, справедливость Бога не может поколебаться в его глазах, она должна остаться незыблемой.
Итак, давайте ответим на вопрос о справедливости Божьего обвинения с точки зрения человека, который считает не Бога, а самого себя вседержителем своей жизни.
Если такой человек будет прощён, то он сочтёт Бога нарушителем Своих слов о наказании за грехи. Например, этот человек может мыслить так: "я сам управляю собой, следовательно сам должен был понести за себя ответственность, но надо же - пронесло! Хотя Бог обещал осудить за грехи, но ведь не осудил же".
Если же такой человек будет обвинён и осуждён, то он увидит в этом подтверждение выполнения Богом Своих обещаний ("что ж, я должен был понести ответственность за свои поступки и я её понёс").
Следовательно, в глазах такого человека обвинение будет справедливым, а прощение – хотя и очень желаемое - справедливым не будет.
Теперь давайте ответим на тот же самый вопрос о справедливости Божьего обвинения с точки зрения человека, который признаёт факт Божьего Вседержительства, признаёт Бога управляющим собой и своей жизнью (важно отметить, что это заметно со стороны). Кто должен нести ответственность за поступки этого человека, кто должен быть обвинён за его грехи?
Следуя приведённой выше логике, обвинение этого человека будет выглядеть несправедливым с его точки зрения, а прощение будет выглядеть справедливым. Более того, поскольку Бог управляет поступками этого человека, Бог же должен быть обвинён!
Но разве не это произошло на Кресте, разве не был на нём обвинён Сам Бог в лице Иисуса Христа? Да, произошло именно это: Бог взял на Себя ответственность за все поступки человека, ответственность в виде наказания за его грехи. Крестная смерть Христа позволила Богу простить грехи тех, кто признаёт Его своим управителем, не переставая при этом быть справедливым в глазах этих же самых людей.
Таким образом, Бог был, есть и будет Вседержителем, управляющим всем и всеми в мироздании, и при этом Он будет справедливым всегда в глазах каждого человека – справедливым в прощении тех, кто признаёт Его Вседержителем, и справедливым в обвинении тех, кто не признаёт Его Вседержителем.
Никто не сможет сказать Ему: «Ты поступаешь несправедливо» (Иов.36:23), так как «по вере вашей да будет вам» (Мф.9:29).