Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями. Один быстро и активно решает проблемы; другой очень спокоен; третий – вспыльчивый, но отходчивый; а четвёртый боится всего и не любит повышенного внимания. Впервые описали различия людей в зависимости от их реакций на различные явления древнегреческие ученые Гиппократ и Гален и дали им название «темперамент». И до сих пор мы ими пользуемся - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Но насколько успеваемость зависит от темперамента? Попробую в этом разобраться.
У каждого ребенка свой темперамент!
Холерик – ребенок с высокой нервно-психической активностью. Он очень вспыльчив, самоуверен, быстро принимает решения, поэтому его идеи бывают не полностью продуманы. Холерик очень подвижен, а также у него часто меняется настроение. Он контактен со взрослыми, легко находит друзей своего возраста, но часто ссорится с ними. Шумные игры для него больше подходят, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Новую информацию усвоит легко на уроке, но забудет через некоторое время.
Сангвиник– живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный ребенок. В детстве обычно бывает, активным, любознательным, а также умеет контролировать свои эмоции. Очень легко находит контакт с людьми, приспосабливается к новой обстановке. Трудные ситуации в основном не вызывают у него чувства тревожности. Незаметно для себя становится душой компании. С особым интересом такой ребенок может и играть в подвижные игры, и заниматься рисованием или конструированием. Сангвиник часто не может довести начатую работу до конца.
Флегматик–малоактивный ребенок, обычно с невыразительной мимикой и речью. Это усидчивый ребенок, который не доставляет хлопот взрослым. Он последователен в своих занятиях. Играя с детьми, предпочитает знакомые и спокойные развлечения. Не стремится быть лидером и не любит принимать важные решения. Обижается редко. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи обычно не выводят его из себя. Таким детям сложно выполнять задания при ограничении времени в полном объеме; у них замедленное замедленный темп письма, чтения, счета; если ребенок начинает торопиться, то делает много ошибок
Меланхолик–медлительный, эмоционально неустойчивый ребенок. Он очень чувствителен, склонен к слезам и обидам. Меланхолик в основном бывает не уверен в себе. Обычно он редко спорит и ссорится с более сильными людьми, а чаще подчиняется им. Такой человек пугается трудностей и быстро опускает руки. Однако внутренний мир меланхолика богат. Меланхолики быстро утомляются. Обычно у них плохая работоспособность и низкое качество усвоения учебного материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что сам по себе тип темперамента не влияет на успеваемость первоклассника, но при грамотном подходе преподавателя она может возрастать.
Полезные советы для родителей:
- Нет смыла ругать ребенка за то, что у него такой темперамент. «Ну что ты опять копаешься!» «Сколько можно говорить - сядь!», «Все ленишься!» - родителю бывает сложно справиться с раздражением. Однако такие высказывания вряд ли приведут к тому пониманию, которое хочет от отношений с ребёнком каждый разумный родитель.
- Оценивать ребёнка надо в его сильных сторонах; в той области, в которой он может проявить себя максимально.
- Необходимо заниматься развитием слабых сторон ребёнка. Темперамент – только основа, над которой надо работать. Потратив усилия на улучшение достижений в тех сферах, которые ребенку трудны, он научится преодолевать самого себя.