Найти тему

Каждому по даче и самолёт в придачу…

Оглавление
Вот таким образом ищут людей на высокие "должности"
Вот таким образом ищут людей на высокие "должности"

«Подводные камни» сетевого маркетинга

Моя электронная почта буквально нашпигована письмами от работодателей, впечатлённых моим резюме и горящих желанием пригласить меня на работу. Да ещё на какую работу! Доход предлагают вполне приличный — от 47 до 65 тысяч в месяц. График — по желанию. Единственное, что настораживает - название компании сразу предпочитают не сообщать, а так — всё очень даже неплохо. Тем более в условиях коронавирусного кризиса.

Не верите? И правильно. К сожалению, на практике подобные предложения почти всегда оказываются так называемым сетевым маркетингом, а по сути — сетевой пирамидой (зачастую с признаками секты), построенной для выкачивания ваших денег.

От продуктов до туризма

«Продажи? Что вы, нет, какие продажи! Я предлагаю вам место помощника руководителя отдела. Какого именно отдела? Да любого! Мы занимаемся и оптово-розничной поставкой товаров повседневного спроса, и продуктами, и текстилем, и бытовой техникой. А ещё есть туризм и много всего другого», — сладко пел мне в трубку потенциальный начальник. Единственное, что требовалось от меня, — пройти необременительное обучение: всего четыре лекции, которые позволят мне быстро и органично вписаться в трудовую жизнь.

Уточню, что эксперимент свой я проводила в феврале, когда страна ещё и не думала о режиме самоизоляции. Но поскольку «типовые» предложения работы приходят мне и по сей день (равно как и другим безработным гражданам, разместившим резюме в Интернете), решила поделиться опытом.

Хочешь быть успешным? Спроси меня, как

На первую лекцию помимо меня пришли несколько пенсионерок, пара мужчин в возрасте, похожих на сантехников или дорожников, и пара-тройка молодых мам, находящихся в отпусках по уходу за детьми. Было довольно интересно. Нам рассказывали про портрет идеальной работы, квадрат денежного потока, две системы продвижения товара и услуг и, уже в самом конце «обучения», сообщили, наконец, что компания, в которой предлагается работать, — китайский оптовик, который занимается продажей различной техники, косметики, химии, а главное, БАДов.

Но в основном выступающие говорили не о методах работы и продуктах компании, а об её успешных сотрудниках: как они отдыхают и что им дарят за их работу. Потенциальные подарки впечатляли — дома и квартиры, яхты, автомобили BMW и даже… личные самолеты. Правда, дарят их не всем, а только высшим лидерам. Зато ежегодно. Мечтать же и стремиться предписано каждому. Поэтому на занятия постоянно приходили сотрудники и рассказывали о том, как поначалу жили бедно, потом попали в эту компанию, сомневались, но поверили — и вот теперь богаты!

«Мне подарили BMW!»

На заключительной лекции нам вообще страшно повезло. Только-только выступающая перед нами супер-пупер успешная дама-лидер успела рассказать, что у нее есть две мечты — купить на заработанные деньги машину и усыновить ребенка из онкодиспансера, в зал ворвался её коллега с письмом из Китая. И что бы вы думали? «О, это, наверное, премия от компании за мой новый статус!» — восклицает дама, раскрывает конверт и… озаряется широчайшей улыбкой: «Ура, моя мечта сбылась, компания мне выписала премию в виде автомобиля BMW. Видите, с нами мечты сбываются!».

Тут я, конечно, засмеялась. Очень уж постановочно все это смотрелось. Но надо признать, смеялась я одна. Граждане глотали наживку с горящими глазами.

Деньги на бочку

На этой же заключительной лекции, когда сознанием оставшихся в «обучении» окончательно завладели мечты о манне небесной и долларовом дожде, нам сообщили главное. Для начала работы в компании нужно… купить продукции на 300 баксов.

Разомлевшие было пенсионерки и бывшие сантехники поначалу просто офигели от названной суммы. Но заботливые кураторы и тут пришли на помощь c добрыми советами по поводу того, где можно найти эти деньги: продать электронику, взять кредит и так далее.

И, постепенно успокоившись, граждане действительно стали придумывать, где бы взять денег. Причем уже не триста долларов, а гораздо больше: ведь нужно будет регулярно оплачивать аренду офиса, размещение рекламы, «мотивирующие» поездки по стране и за рубеж. Но стоит ли считать «издержки становления» вашего бизнеса, если впереди маячат миллионы, халявные дома, новенькие BMW и личные самолёты?..

Соискатель равен покупатель?

Не вдаваясь в маркетинговые подробности жизни сетевых пирамид, замечу, что хоть лидеры и повторяют постоянно, что речь идёт не о продажах, а о продвижении товара на рынке, соискатель, пришедший по объявлению о трудоустройстве, рассматривается именно как покупатель. А вовсе не как сотрудник или партнер. Ведь основным каналом сбыта БАДов и прочей продукции компании как раз и является та самая обязательная закупка (300 долларов), которую должны совершить все новые «партнёры» и «сотрудники». И чтобы отбить вложенные деньги, вам тоже придётся заманивать новых «партнёров» и «сотрудников», давая ложные объявления о трудоустройстве, обещая приличный доход и удобный график, которые вы, естественно, не можете гарантировать. Словом, крутиться и впаривать всеми возможными способами, поскольку именно с каждого приведённого новичка вы будете получать свой доход.

Сетевой маркетинг по-русски

Идея сетевого маркетинга, реализованная в тридцатые годы прошлого века американцем Карлом Ренборгом, базировалась на том, что люди охотнее покупают вещи, которые порекомендовали им на основе собственного опыта знакомые. И вот потребителям стали предлагать комиссионные в случае, если товар купят ещё и их друзья.

Однако в России всё пошло не по плану. В погоне за быстрыми и большими заработками в начале 90-х в «сети» ринулись тысячи людей, не разобравшихся ни в философии, ни в стратегии этого бизнеса. С единственным желанием — «впарить» и «втюхать» как можно больше. Отсюда и негативный имидж сетевого маркетинга в нашей стране.

Так ли плох сетевой маркетинг с точки зрения трудоустройства? Вовсе нет. Профессионалы в области трудоустройства уверены, что работа в сети может оказаться полезной в качестве стартовой площадки. Ведь хоть спрос на менеджеров по продажам и велик, в приличную фирму «с улицы» не устроишься — нужен опыт работы. В сетевую же компанию можно прийти именно «с улицы» — попробовать свои силы в качестве торгового агента, понять, хотите ли (и можете ли) вы этим заниматься, приобрести необходимый опыт. Это непростая работа, которая не предполагает быстрого и легкого результата.

Однако опасайтесь вместо цивилизованных продаж попасть в финансовую пирамиду (а то и секту), цель которой — заполучить ваши деньги. И тут «работодатели» уж точно не пожалеют заманчивых обещаний денег и материальных благ, которые будут сами валиться в ваши руки. Просто задайте себе вопрос: а за что мне такое счастье? Ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Вы попадали в подобные ловушки?