Найти тему

«Здравствуйте, я из службы безопасности». Что делать, если вам позвонили из «банка»

Оглавление
Распознать телефонных мошенников не так просто, как кажется.
Распознать телефонных мошенников не так просто, как кажется.

ОАЭ считается одной из самых безопасных стран для жизни. Но и здесь процветает старый как мир «развод» по телефону. За три года мы сталкивались с попытками увести данные нашей банковской карты 7 раз! В каждом случае схема немного варьируется, но цели всегда одни и те же: узнать детали вашего банковского счёта или убедить вас добровольно перевести деньги. К сожалению, и в России, и в ОАЭ темные личности пользуются теми же схемами, играют на знании психологии так, что даже осведомленные об этом, бдительные, неглупые люди всё равно попадаются на эту удочку.

Вчера получила сообщение от подруги из Москвы, что её деда развели на 60 тысяч рублей (все его накопления) по классической схеме «вам звонит служба безопасности Сбербанка». До этого моя сестра рассказывала, что мама её подруги перевела 1,3 млн рублей после разговора якобы c Альфа-банком... При этом и моя подруга, и знакомая моей сестры не раз рассказывали родственникам о схемах выуживания денег, чтобы те не попадались на уловки мошенников.

Мы и сами столкнулись с подобным в Эмиратах. Звонит мужу некто с солидным голосом, с индийским акцентом (акцентом здесь, кстати, никого не удивишь). Представляется менеджером банка, называет свои имя и фамилию и сообщает, что с нашим счётом возникла проблема. И если муж не хочет, чтобы его тотчас заблокировали, пусть срочно присылает данные банковского счёта и подробную персональную информацию. Упор делается именно на срочность. «Менеджер» подчёркивает, что если муж вот прям сейчас не предпримет действий, мы потеряем доступ не только к онлайн-банкингу, но и счёту в целом. В общем, стратегия напугать и ограничить время принятия решения.

Читала историю, как здесь в ОАЭ женщина потеряла 40 тысяч дирхамов (почти 755 тысяч рублей) после подобного звонка. Она опаздывала на совещание, когда ей позвонили. Времени вникать у неё особо не было, и в спешке она прямо во время встречи переслала свои данные мошеннику. И уже после совещания обнаружила, что все её накопления исчезли. Кстати, банки в таких случаях, чаще всего, уже ничем помочь не могут...

Что именно могут говорить по телефону «сотрудники» или «менеджеры банка»

Тут фантазия звонивших довольно бурная. На месте они не стоят и, к сожалению, постоянно совершенствуют свои схемы. Во-первых, во время звонка на телефоне может высветиться номер вашего банка, поскольку современные технологии позволяют подставить любой номер телефона, скрыв реальный номер звонившего.

А дальше вы услышите фразы типа:
«Мы зафиксировали подозрительное движение по вашему счёту».
Или:
«Наша служба безопасности получила информацию о возможном мошенничестве с вашим счётом».
Или:
«Банк только что заблокировал перевод с вашего счёта».
И подобное.

Главная цель — заставить вас волноваться, чтобы в страхе или даже панике вы совершили определенные действия. Для большего доверия могут начать сообщать «детали» происшедшего:

— С вашего счёта только что был сделан перевод на сумму 50 тысяч рублей на имя... далее идут любые имя и фамилия.

Естественно, вы озадачиваетесь и уверяете «менеджера», что не знаете такого человека и перевод не делали. В ответ вам дают еще больше «подробностей», чтобы вызвать ощущение, будто вам действительно звонит сотрудник, у которого перед глазами история вашего счёта:

— Перевод сделан в банк Ханты-Мансийска...

Вы начинаете слегка паниковать и уверять «сотрудника», что никакого перевода не делали. Вас тут же «поддерживают»:

— Пожалуйста, не беспокойтесь. Мы заблокировали перевод, поскольку заподозрили, что это могли быть не вы... Я вижу, что за последний год вы не делали таких крупных переводов... Вы делились данными вашей банковской карты с кем-то? Или, может быть, давали её кому-то? А когда в последний раз покупали что-то онлайн?..

И так идёт нанизывание «деталей» с единственной целью — завоевать ваше доверие, пока вы лихорадочно соображаете, кто и когда мог пользоваться вашей картой.

Дальше начинается собственно то, ради чего вам позвонили. Вам предлагают ещё раз уточнить ваши данные, которые нужно продиктовать или переслать «сотруднику» или «службе безопасности», с которой вас могут даже соединить, чтобы они, получив ваши данные, могли «проверить» ваш счёт и «обезопасить» ваши деньги.

В Эмиратах банки постоянно твердят через СМИ и соцсети, что они никогда не звонят клиентам с просьбой поделиться персональной информацией или данными банковского счёта. Реальные сотрудники банка никогда не спрашивают ваш ПИН-код или пароль, не предлагают перевести деньги на другой счёт. Также банки не посылают сообщения с подобными просьбами или ссылки, на которые нужно непременно нажать.

И, конечно же, служба безопасности банка никогда сама не звонит клиентам.

Так что же нужно сделать, если вам позвонили из «службы безопасности банка» или даже просто из банка?

Простой и эффективный способ, который использовал мой муж (аж 7 раз, поскольку «банк» каждый раз звонил на его телефон) — поблагодарить за информацию и заявить, что вы непременно перезвоните в банк через минуту. Или зайдёте в отделение, поскольку вы так удачно прямо сейчас возле него находитесь. Если вас будут убеждать, чтобы вы ни в коем случае не клали сейчас трубку, тем более отключайтесь как можно скорее. И сразу перезванивайте в банк. Где вам, как и моему мужу сообщат, что никто из банка не звонил. Здесь в ОАЭ банки просят информировать их о подобных случаях. И все разы муж честно сдавал банку номера, с которых звонили мошенники.

Будьте очень внимательны сами и поделитесь этой информацией с теми, кто может быть уязвим. Пожилые люди чаще попадают в подобные ловушки, поскольку псевдо-банкиры бывают очень и очень убедительны, используют современные термины и знание психологии.

Поделитесь информацией в соцсетях, нажмите на «пальчик вверх», и тогда её увидит больше людей.

#деньги

#безопасность

#банки