Найти тему

Почему The Last of Us: Part II не вытягивает повестку и почему сценарий разочаровывает

Есть очень много вещей, которые можно сказать во вступлении, но в первую очередь хочу отметить то, что полная объективность данной статьи стоит под вопросом даже для автора. Этот текст стоит воспринимать как анализ через призму собственных впечатлений, мыслей и эмоций, наложенных на факты в обеих играх. Рассуждения в материале посвящены только сюжету, персонажам и общей психологии в игре, поэтому, естественно, не обойдётся без пересказа, серьёзных спойлеров и лишней воды. Всё, что ниже этого абзаца — непосредственно об игре и по теме. Приятного прочтения.

Начать рассуждение о второй части нужно с того, что произошло в первой — "Часть II" в названии игры написали далеко не случайно, потому что львиная доля сюжета посвящена тому, что происходило с персонажами после окончания оригинала. Итак, у нас есть Джоэл и Элли, отношения между которыми были центральной темой первой игры и развитие которых ожидалось в продолжении. Будучи к концу игры связанным с Элли практически родственными узами, Джоэл не даёт Цикадам провести над ней операцию и убивает работавших над ней хирургов, а, следовательно, из-за этого мир теряет если не последний, то уж точно самый доступный шанс найти вакцину от кордицепса. "Клянусь" от Джоэла прозвучало настолько неуверенно, что все знали наверняка — Элли обязательно усомнится и попытается добраться до истины. Думаю, это вполне могло бы стать центральной темой продолжения — её таковой и хотели подать, но в итоге она лишь запутала повествование.

Вторая часть начинается всё так же с Джоэла и Элли — конечно, не в плане их непосредственной близости, но игра акцентирует внимание на их отношениях, которые изменились, что особенно заметно в игровой интерпретации эпилога One Night Live. Начав новую тихую жизнь в Джексоне, Джоэл пытается быть для Элли отцом, но получается так себе, хоть она вроде и не против. У них обоих свои причины для тревог: Элли уже на протяжении долгого времени испытывает вину выжившего, Джоэл же живёт с тем, что солгал ей, и на фоне всего этого они продолжают пытаться сблизиться. Фактически, они поменялись местами: теперь Джоэлу нужна Элли как уже дочь, а она уже не только в переходном возрасте, но ещё и начинает сомневаться в его версии, только отдаляясь от него. Естественно, основной темой является не проблема отцов и детей, а именно что прощение и принятие.

Загвоздка в том, что именно эту тему развить нормально и не удалось. Она только мешается, потому что в начале игры происходит зверское убийство Джоэла на глазах у Элли дочерью одного из хирургов госпиталя Цикад. Месть свершилась, запустился очередной круг и Элли пошла на войну против всех для того, чтобы отомстить за человека... которого, как показывают в течение игры, она чуть ли не возненавидела. Простите, что? Да, всё именно так — история о прощении и принятии настолько затянута до конца повествования, что в течение игры в неё просто не веришь. Элли постоянно видит Джоэла во флешбэках, снах и приступах, но всё, что мы знаем до конца игры, это то, что она не может смириться с его поступком. Можно ли поверить в то, что после событий первой игры она охладела к нему? Определённо, ведь истина о произошедшем оказалась для неё самым большим шоком наравне со смертью Джоэла. Но есть ли смысл всю игру редкими обрывками показывать эту линию на фоне происходящего? Только в конце можно узнать, что Элли всё же решилась простить Джоэла. С этого момента их связь снова наладилась — настолько, что она, повторяю, идёт в самый кровавый крестовый поход за всю историю местной постапокалиптической Америки. Этот твист вполне мог бы быть уместным, если бы за счёт него не попытались впихнуть пресловутую Идею™, о которой будет ниже.

Разработчики в принципе ударились в твисты — настолько, что прибегнули даже к обманному маркетингу, убеждая игроков в том, что Джоэл будет помогать Элли на её мстительном пути. В принципе, это далеко не новая практика и она точно так же могла бы сработать, если бы не то, как в итоге развернулся сюжет, ведь, в свою очередь, уже на втором часу игры нам в управление дают нового персонажа — девушку по имени Эбби, о которой рассказывают крайне неохотно. О ней известно ровным счётом ничего кроме обрывочных фраз о взаимоотношениях с её спутником, Оуэном, и того, что в Джексоне они ищут кого-то. Сценаристы просто с ничего вводят нового персонажа практически без контекста и остаётся только гадать о её роли в сюжете — на ум сразу приходят Metal Gear Solid 2 и Kingdom Hearts II, которые ещё более резко использовали этот приём, — но здесь это кажется абсолютно рудиментарным, потому что в итоге во время побега от заражённых её спасают Джоэл и Томми, откуда и начинаются проблемы с персонажами в принципе.

В первой игре Джоэл и Томми — матёрые персонажи, которых закалило выживание в новом суровом мире. Они не только умные, сильные и смекалистые, но ещё и осторожные и подозрительные. Могли ли они за несколько лет настолько смягчиться, чтобы пойти к незнакомым людям и предложить им место в своей общине? Кто знает. Влияние Элли на Джоэла сложно недооценить, но то, с какой лёгкостью он изменяет своим принципам (даже с Сарой в первой части он игнорировал просьбы других о помощи, защищая только родных) заставляет сомневаться в том, как прописан его характер в продолжении. Предпосылок для этого много — даже в диалогах с Элли он практически неспособен ничего ответить на её выпады. Отчасти это объясняется тем, что он переживает за неё и её отношение к нему, боясь быть непонятым и отвергнутым. Даже то, что он совершенно забыл и только начал вспоминать, каково жить с практически дочерью, не может служить достаточным поводом для того, чтобы он так сильно изменился; в конце концов, он не мог просто взять и перестать быть собой, особенно в условиях всё ещё сурового мира вокруг них. Более того, он ещё более резонно мог стать куда осторожнее, потому что теперь у него появились люди, нуждающиеся в защите, пусть и только по его мнению. Это всё крайне сильно контрастирует с тем, что в итоге персонажи начали вести себя настолько безрассудно в своей открытости, что это моментально привело их в засаду, а после и вовсе убило Джоэла на глазах у Элли руками бывшей до этого момента под контролем игрока Эбби. И снова... простите, что? Действительно, кого же ещё могли искать неизвестные люди в Джексоне, чтобы это было вплетено в нарратив и стало спусковым крючком для дальнейшей жести, в которую превратится Элли? Куда более органичным вариантом было бы дать Джоэла под контроль игрока всё это время и прямо во время игрового момента выстрелить ему в спину, шокируя и самого Джоэла, и игрока, но вместо этого нам дали почти час совершенно лишнего на тот момент геймплея, который в итоге был нужен лишь для довольно глупого твиста.

Проблема Эбби не в том, что она плоха как персонаж. Проблема в том, что она убила Джоэла. Это действие автоматически поставило на ней крест для любого любителя первой части и их персонажей без права на прощение. Да, со временем узнаётся, что Джоэл убил её отца и она пошла мстить — и отомстила. Оставив в живых его брата и Элли. Это абсолютно глупый поступок, но он прекрасно вписывается в образ персонажа, который, опять же, не плохой — наоборот, со временем можно заметить, что она куда лучше, чем Элли как человек, но... она убила Джоэла. Этого, как видно по реакции Элли, достаточно для неё, чтобы лично перерезать половину Америки даже несмотря на её флешбэки. Более того — этого достаточно игроку, чтобы он захотел увидеть сцены смерти всех находящихся на том месте людей. Именно в этом кроется проблема раскрытия темы мести как бесполезного занятия — она не работает. Просто не работает, от слова "совсем". Игравшие в оригинал уже привязались к Джоэлу так же, как и к Элли, если не больше — у них для этого была целая игра. Хорошая, годная игра с цельным последовательным сценарием, который более чем смог привить любовь к персонажам. Игроки полюбили Джоэла и Элли и хотят, чтобы с ними и дальше обращались достойно, но вместо этого их взяли и поместили в условиях повестки. Я не буду брать в расчёт эту самую ныне популярную пресловутую социальную "повестку" — в заголовке статьи имеется в виду совершенно другое, а именно то, что хотели поведать сценаристы и почему у них ничего не получилось даже с помощью нескольких персонажей и историй.

Начну с Элли — центрального протагониста, хоть она и далеко не всегда в центре внимания. Смерть Джоэла заставила её бросить всё и пойти в Сиэтл в поисках отмщения вслед за Томми. Если бы это было всё, что о ней можно сказать, это было бы более чем нормально, потому что имеется в виду то, что именно она отражает позицию игрока. Раз уж сценаристы слили Джоэла, то именно её руками мы должны обрушить на врагов праведный гнев, чем благополучно и занимаемся половину игры. Главная проблема — то, что разработчики через сюжет Элли пытаются показать то, что игрокам совершенно не нужно. Всем и без того известно, что месть — дело далеко не благое, но бывают моменты, когда без неё не обойтись, особенно когда это касается уже давно полюбившегося персонажа. С момента, как Эбби убила Джоэла, и Элли, и игроки уже готовы убить всех её близких и родных у неё на глазах, а после и забить до смерти её саму. К этому история Элли и ведёт — она занимается методичным выслеживанием друзей Эбби в её поисках, по пути убивая её товарищей.

К слову о товарищах и врагах — разработчики обещали "психологически тяжёлые" сражения, в которых чуть ли не каждый враг будет личностью со своим именем, а каждое убийство — моральным выбором. Это могло бы быть рабочим ходом, если бы жестокость не была оправдана, но, опять же, создаётся ощущение, что сценарист не знал, в каком сеттинге происходит действие. Практически каждый человек, которого встретит Элли на своём пути помимо людей из Джексона — враг по умолчанию, который будет стрелять на поражение при одном только её виде. Как уже было сказано, Элли, а уж тем более игрок, по определению не испытывает сочувствия или жалости к ним, так как они изначально враждебны. Людям добавили реплик, разговоров и активностей между собой чтобы оживить их, но игра не даёт никакой мотивации оставлять в живых ни них, ни пресловутых собак, о которых так много говорили. Даже сама Элли не задумывается над этим, а просто режет и отстреливает одного человека за другим, ещё и ругаясь про себя на них. Кульминации это достигает на моменте, когда она самолично зарезала напавших на неё Оуэна и его беременную жену, Мэл, до этого избавившись от всех остальных близких друзей Эбби. Месть Элли показана животной, практически бессмысленной в своей беспощадности, что по задумке сценаристов должно заставить игроков задуматься над её ментальным здоровьем и оправданности её действий, но, опять же, этого почти не происходит — уверен, найдутся люди, которые будут брезговать тем, как Элли себя ведёт и точно так же задумаются, во что она превратилась, но всё равно большая часть игроков, как мне кажется, согласятся с итоговой версией пути к свершению мести. Никто не задумывался о том, что чувствовали Кратос или Джон Уик на своём пути, а Элли, в свою очередь, далеко не хуже них и точно так же имеет более чем весомые причины для мести.

Товарищи у самой же Элли — объект не меньших споров, но здесь особо и нечего говорить в рамках данной статьи. Дина представляет собой типичного возлюбленного-спутника, который, на самом деле, ни разу не раздражает и бывает более чем полезным в геймплее. Её беременность от Джесси, тем не менее, становится важным элементом для сюжета в плане проверки настоящих ценностей Элли — она сразу, как только узнала об этом, готова повернуть назад, пусть и с условием, что для начала они найдут Томми. Даже большинство игроков, скорее всего, смогли бы смириться с таким вариантом развития событий, потому что это объективно важный фактор. Можно не быть привязанным к Дине, но принижать важность её безопасности для Элли нельзя — в конце концов, всегда можно вернуться и продолжить охоту на Эбби уже в одиночку или только с Томми. Самым "правильным" получился Джесси — славный парень, который не вызывает негатива в свою сторону за счёт искренности и того, как хорошо он относится к своей бывшей девушке и Элли.

На фоне всего этого становится понятно, что Элли не может зайти настолько далеко, чтобы подвергнуть своих близких непосредственной опасности. Это абсолютно логично и не должно никого удивить, а также не противоречит тому, что она может вырезать целое мирное поселение из-за Джоэла. Она, как мне кажется, переняла у него это чувство ответственности только за себя и близких, но всё равно игра зачем-то продолжает деконструировать её образ, пытаясь показать, что то, что она наделала — плохо. Что она, казалось бы, должна была забыть и простить убийство Джоэла, разорвав порочный круг мести и зажив спокойной жизнью в Джексоне. Вместо этого она продолжает ещё больше погружаться в океан пролитой собственными руками крови, и в результате получает, казалось бы, закономерный результат — Эбби выслеживает и убивает Джесси, к которому далеко не у всех получилось даже привязаться за счёт малого количества экранного времени и развития. И здесь закономерно ожидаешь концовку, но...

Именно этот сюжетный поворот стал самым спорным моментом. Игра просто берёт и перед самым важным моментом даёт восемь–десять часов геймплея за Эбби, рассказывая её сюжетную линию. В плане самого игрового процесса смена персонажа чувствуется довольно свежей, но не более. Да, у неё есть свой сюжет, связанный с культистами, про которых и без того рассказано не так много, но он снова практически не работает, потому что в самую кульминацию остросюжетной темы про мести впихнули огромный кусок про религию, сектантство, ксено- и трансфобию. Главный сценарист, Нил Драккман, говорил, что сегмент в прологе за Эбби "давал уже тогда почувствовать себя в её шкуре", чтобы проникнуться ею, но в начале это не имеет смысла, потому что что она убила Джоэла. Как любителям первой части, нам уже всё равно на то, что Джоэл убил её отца и фактически уничтожил Цикад (пожалуй, я даже не буду лишний раз раскрывать то, как Цикады изначально вели себя нечестно по отношению к Джоэлу); на то, что Эбби решила позаботиться о двух подростках, отрёкшихся от культа; в конце концов, на то, что Элли убила её друзей. Более того, сам её сюжет имеет очень сильные изъяны в логике вроде того, что Эбби вступилась за тех, кто спас ей жизнь, ценой изгнания из собственной организации и дальнейшего противостояния бывшим всего пару дней назад товарищам. Несомненно, если отставить эти странности в логике и взглянуть на эмоции, то Эбби может оказаться, опять же, даже лучшим человеком, чем Элли — пощадила её и Томми, популярна своей добротой среди своих друзей, защищает спасших ей жизнь детей. Таким образом нам показывают что-то вроде пути к искуплению, спокойной жизни после совершённой мести. Это бы могло работать в том случае, если бы это было отдельной историей, связь которой с Джоэлом раскрывалась бы постепенно и в итоге кульминацией стало бы открытие того, что он был её антагонистом. Вместо этого же нам просто говорят, что главным врагом стала Элли — и сделали с ней боссфайт. Ещё раз — Элли в качестве босса для Эбби, за которую мы должны её победить.

Приём постановки бывшего протагониста в качестве врага тоже не новый, но обычно для этого нужна какая-либо почва, резон, чтобы у игрока было желание победить. В этой битве такого желания абсолютно нет. Да, за те десять часов игры за Эбби ей можно проникнуться, понять её намерения и то, как она пытается быть лучше и пережить потерю друзей от рук Элли и её компании. Проблема в том, что это не отменяет факта по определению негативного к ней отношения — сценаристы опять начали накладывать идею и повестку поверх эмоций игрока. Нам прямым текстом говорят: "есть перспектива, с которой Эбби хорошая и Элли плохая. Играйте". Стоит ли говорить, что настолько навязанная точка зрения никак не коррелирует с желаниями игрока отомстить персонажу, за которого на данный момент происходит игровой процесс? Тем не менее, итог битвы оказывается отчасти логичным для Эбби — она снова оставляет Элли, на этот раз уже с беременной Диной, в живых, показывая, что может пройти через это. Что сказать — мы рады за Эбби, но всё ещё желаем её смерти даже после такого. На тот момент уже сложно было сказать, стоит ли месть того в самом деле, потому что оба персонажа прошли через столько голов и крови, что места для здравого смысла не осталось. Но если из эмоций после этого есть только неудовлетворённость — значит, стоит. Здесь грань между игроком и протагонистом начинает видеться куда более отчётливо, и если раньше позиция Элли однозначно совпадала с желаниями игрока, то сейчас всё стало куда сложнее. И на моменте, который можно ошибочно принять за концовку, ощущение опустошённости усиливается... пока в спокойной семейной жизни Элли и Дины снова не появляется Томми.

И снова появляются претензии к тому, как подают уже знакомых персонажей. Томми, очевидно в состоянии некоторой инвалидности после стычки с Эбби, как ураган врывается в жизнь Элли и говорит: "я нашёл Эбби, иди и убей её". Это сказал человек, заботившийся об Элли и её жизни едва ли не меньше, чем Джоэл, при этом в течение всего времени до этого имевший огромное чувство ответственности как за себя, так и за родных. Вместо того, чтобы собрать отряд хороших бойцов и отправить их туда, он решает, что будет лучше послать туда одну Элли, у которой уже налажена жизнь, напирая на её собственные эмоции и чувство вины. Чем это обусловлено? Внезапно появившейся обидой или осознанием того, что месть лучше совершить самой Элли? Ответов нет, но сам факт наличия таких вопросов ставит под сомнение проработку персонажа, которого просто внезапно поставили рупором мыслей игроков просто потому что так надо было для продвижения сюжета. Точно так же, как глупо убили Джоэла для запуска всей этом машины, Томми использовали вопреки его личности, надавив на Элли пойти дальше. При этом чуть позже нам показывают, что и без этого можно было спокойно обойтись — Элли страдает ПТСР, не может ни есть, ни спать, находится в депрессии из-за неутолённой жажды мести, которая в итоге и направляет её дальше. По сути, Томми мог просто прийти и сказать, где видели Эбби, не напирая и не противореча всему предыдущему развитию его характера. Здесь же начинаются и проблемы с Диной, которая ещё недавно сама была готова пойти на край света за Элли. Ситуация изменилась, но из-за этого Дина сама начала считать, что новая жизнь стала важнее чувств Элли. В теории, это даже могло быть так, но... да, снова Джоэл. Сценаристы снова пытаются подать идею бессмысленности мести во время новой жизни, но здесь состояние Элли всё ещё близко к состоянию игроку, что и толкает её покинуть дом.

Последние часы геймплея что за Эбби, что за Элли в Санта-Барбаре (как иронично выбрано место действия, учитывая все переплетения персонажей в сюжете), по сути, достаточно филлерные кроме намёка на то, что Цикады всё ещё где-то рядом, и именно в финале должно произойти то, ради чего всё затевалось, но... не происходит. Элли, и без того не в лучшем состоянии, находит ещё более обессиленную Эбби и освобождает её из плена, чтобы сразиться. Эбби же драться не хочет — это снова говорит о её характере, усталости от мести и, возможно, благодарности (она даже говорит ей, где находятся лодки, чтобы дать возможность также сбежать). Эбби в самом деле уже устала от всего этого и хочет лишь спокойно жить дальше, не факт что простив Элли, но оставив это далеко позади, а потому крайне нехотя и только под угрозой жизни Леву соглашается драться. Битва снова выходит крайне жестокой, в итоге Элли лишается двух пальцев левой руки, но всё равно превосходит Эбби по силе и уже почти добивает её...

...Чтобы вспомнить Джоэла. И именно это стало самым противоречивым и даже глупым моментом финала, потому что в итоге она отпускает Эбби с Левом. Всё так — вся игра, все около тридцати часов проведены только для того, чтобы оставить игрока неудовлетворённым и опустошённым. Можно даже понять Элли с точки зрения именно усталости от мести, когда долгое время ты преследуешь кого-либо и уже настолько выдохся на эмоции, что просто готов забить на глупую вражду, особенно с человеком, который сам испытывает такое же. Но проблема в том, как именно это подаётся. Спустя некоторое время Элли возвращается домой, но видит, что он покинут — Дина ушла, не дождавшись её, и последний момент неудачной игры на гитаре словно намекает, мол, до чего докатилась Элли в своей мести и к чему это привело, а после и вовсе демонстрирует уже полную версию флешбэка с Джоэлом, когда она решается простить его. Это и стало той абсолютно неуместной попыткой впихнуть ту самую идею, о которой я говорил почти в самом начале. Сценаристы просто берут и накладывают одну ситуацию на другую, мол, смотрите, Элли смогла простить Джоэла, а, значит, сможет отпустить и Эбби. Прощение Джоэла было оттянуто и показано только для того, чтобы объяснить отпущение Эбби. Это — очередной плевок в лицо игрокам, которым Джоэл был близок и которые ощутили крайнюю неудовлетворённость финалом. Опять же, Элли более чем могла устать от вражды и мести, забить на неё, как сделала Эбби. Даже личных примеров более чем хватает, но это не то, чего ожидает игрок от персонажа, который всё это время был ходячей смертоносной машиной мести. Сам игрок был ею, и не только невозможность выбора в конце, но и сам конец противоречат всему, что ему предшествовало. Отсутствие выбора в конце можно объяснить тем, что игра предельно линейная и персонажи самостоятельны, но когда они в своей самостоятельности начинают противоречить своему характеру... получается такое. Это как если бы в конце первой части Джоэл просто ушёл из госпиталя Цикад, оставив там Элли. Неважно, был бы этот поступок правильным или нет, хотел бы того игрок, в итоге всё равно оказывается, что Джоэл — не Питер Паркер с зашкаливающим чувством ответственности за человечество. И Элли, в общем-то, тоже.

Нил Драккман описывает это так: "Элли отпускает Эбби для того, чтобы показать, что в ней осталось хоть что-то хорошее". Но дело в том, что игроку это "хорошее" не нужно. Было и без того понятно, до чего и куда Элли скатывается, но это не отменяет необходимости совершить правосудия именно над Эбби. Кто-то сравнивает жажду мести с зависимостью и наркоманией, но я не считаю это точной параллелью: хоть Элли и опускается на дно, но у неё есть конкретная цель и неважно, какими средствами она её будет достигать. Да, в конце Элли потеряла абсолютно всё и осталась абсолютно одна, чего всю жизнь боялась, но это бы произошло в любом случае. Убийство Эбби не добило бы Элли — она и так умерла в момент смерти Джоэла, но свершённая месть хотя бы могла дать ощущение завершённости, не обесценивая затраченных на это сил. Сценаристы слишком ударились в дуальность и попытки вызвать у игроков чувство вины: вот, есть становящаяся всё более плохой Элли, а есть преодолевающая свои моральные трудности Эбби. Из-за этого по их задумке мы должны были проникнуться пресловутой "серой моралью", но... опять же, нет, ни разу. Эта самая серая мораль есть — никто не хороший, у каждого свои изъяны и скелеты в шкафу, но проблема всё ещё остаётся в "синдроме Джокера" из одноимённого фильма: мы можем понять то, что нам задвигают сценаристы, но не принять это по одной лишь причине. И то, как с этой причиной обошлись, стало главной причиной разочарования.

Джоэл не заслужил того, как с ним поступили. Я не говорю про его смерть — её спокойно могли обыграть так, чтобы игрок остался удовлетворённым итогом развития событий. Разочаровывает то, что наследие первой части использовали только для того, чтобы донести абсолютно ненужные игроку мысли, практически не раскрывая того, что действительно было необходимо раскрыть. Возможно, это во мне говорит уже не столько здравый смысл, сколько привязанность к Джоэлу, но я уверен, что многие разделяют это мнение. Джоэла просто убили без возможности по-настоящему отомстить за него, при этом сам Джоэл как личность тоже исчез. Вся связанная с ним история в дальнейшем оказалась необходима только как очередной спусковой крючок для крайне сомнительного финала — и нет, я не принижаю значимость этой сюжетной линии. Она всё ещё важная и полезная для раскрытия их с Элли отношений на фоне его лжи, но этого просто не хватает для ощущения удовлетворённости после прохождения первой части. После его смерти Элли посещает его дом, и там в самом деле есть, на что посмотреть, что вспомнить и чем проникнуться, но того, что дальше происходит во флешбэках, слишком мало для тех, кто ожидал — и кому обещали Джоэла в продолжении наравне с тем, что протагонистом будет Элли. Даже итоговая сцена его смерти оказалась, по моему мнению, только хуже, чем ранняя, где он хотя бы произносит имя Сары. Вся его жизнь, все нераскрытые эмоции оказались за бортом в пользу истории о жестокости и бессмысленности мести. Зачем это нужно, когда даже в, простите, Dwarf Fortress, где нет ни сюжета, ни графики, на чисто техническом уровне концепция "око за око" реализована лучше? Мы потеряли персонажа и личность, к которым была наибольшая привязанность по умолчанию и таковой, я уверен, она осталась и к концу игры, потому что Элли уже сложно воспринимать иначе, чем инструмент для мести игрока. Сценаристы стали заложниками собственной идеи, а больше всего пострадало именно то, чего ожидали от сценария. Отношения Джоэла и Элли всё ещё стоят во главе, но раскрытия персонажей по отдельности не произошло: у Элли появилась семья и своя жизнь, но это, как, фактически, и история Эбби из-за жажды мести теряет тот смысл, который пытались придать создатели. Всё, что касалось Джоэла, было лишь в воспоминаниях, насильно вписанных в историю прощения. Вся его жизнь до этого оказалась оставлена позади, что в очередной раз противоречит тому, чего от него ожидалось: даже в конце первой части он не забыл Сару, а смирился с тем, что её больше нет и успокоился благодаря Элли, после чего воспоминания о родной дочери перестали приносить боль и он научился делиться ими с Элли. Вместо этого вторая часть ведёт себя так, словно он в самом деле забыл о её существовании, как и о том, что он двадцать лет жил без неё, разрушая образ персонажа, которого все ждали, и в некотором роде бессмысленно оскверняя его.

Финал разочаровывает именно тем, что в итоге игроки не получили ни законченной истории мести с более чем резонным удовлетворением после её свершения, ни адекватного развития персонажей уже полюбившихся и их близких, которые с течением времени становились только хуже. На том, что полюбилось нам в первой части, пытается паразитировать абсолютно рудиментарная история с по определению отрицательными для игрока персонажами, оставляя тем, к кому мы за долгие годы уже успели проникнуться и поверили в надежду для них, абсолютную безнадёгу и незаслуженное отношение что к ним, что к нам. Усердные попытки Драккмана натянуть на историю повестку серой морали разбиваются в пух и прах о простые эмоции игроков, которые уже привыкли, что Последние из нас — это Джоэл и Элли. Больше не будет никого.