Новое время есть время очищения, изъятия эссенции из раздувшихся тел комплексных социальных сущностей. Разум, избавляясь от предрассудков, в смысле дорациональных установок, раскалывает скорлупу привычных субъектов мысли, разделяет извлеченные смысловые ядра.
Применение понятие stato Макиавелли восходит к истокам мыслительных практик рационализма. Это статус установленной политической власти, статус государства, очищенный от привычных симбионтов: религии, морали, права; состояние, установленное волей, насилием и мощью потенциалов правителя.
В этом смысле правитель и сам изменяется, но его трансформация скорее схожа с уплотнением, спрессовыванием его в область политического. Его задача, если он пожелает быть успешным, сконцентрировать свою virtue и мыслить свою жизнь, своё правление лишь в направлении установления, укрепления stato.
Государь, становится некой увеличительной линзой, проецирующей политическое на полотно топографического. Резкость и долговечность проекции зависят от доблести государя и сопутствующей ему фортуны, в случае их недостатка, результат подернется рябью и исчезнет от первого движения полотна.
Так, нельзя установить равнозначную обоюдную зависимость между правителем и государством. Stato не пройдёт процесс становления без государя, без его virtue и фортуны. Государь, напротив, способен появиться как внутри stato, так и при его отсутствии или слабохарактерности, при этом второе способствует проявлениям его доблести, но и затребует от него больших усилий.