Действительно, приёмники приёмниками, но и слушать их нужно было посредством чего то. Поскольку у всех нас первым был детекторный приёмник, то речь в начале пойдёт о наушниках. Не знаю кто как, а я в своей радиолюбительской деятельности использовал три вида наушников. Самые известные ТОН-2. Сопротивление 1600 ом, что в принципе соответствовало детекторному приёмнику.
Имелись в наличии практически у каждого мальчишки. Вот хоть убей не помню, где мы их брали. В магазинах продавались только 50-ти омные (как в заставке) да и то редко, а эти были у всех, но в продаже отсутствовали. Но лучше всего подходили к детектору наушники ТА-4. Они имели просто роскошное сопротивление - 2200 ом и при хорошей антенне и заземлении, их можно было слушать просто положив на стол. Достать их было труднее чем ТОН-2, однако доставали.
У меня не было пары с оголовьем, удалось достать только один наушник, но всё равно я был счастлив. Однако же эра детекторных приёмников быстро сошла на нет. Следующим желанием был карманный, ну или хотя бы портативный приёмник и обязательно с громкоговорителем. Поскольку большинство тогдашних схем строились с использованием трансформаторов в выходных каскадах УНЧ, а этих трансформаторов было днём с огнём не сыскать, здорово выручал капсюль ДЭМ-4м. Его в разных источниках именуют по разному. Где то он микрофонный капсюль, а где то телефонный. Но мы то с вами знаем почему, верно? Кстати, как микрофон он тоже замечательно работал.
Примечателен же он был тем, что имел различное сопротивление от 50 до 600 ом. У меня был пятидесятиомный, этого было вполне достаточно, чтобы включить его без трансформатора в коллектор выходного транзистора. Звучал он громко, правда со звенящим "привкусом" благодаря металлической мембране. Вот он, появился у меня на законных основаниях, был выписан из Посылторга. Ещё один капсюль который стоит упомянуть - ДЭМШ-1а. Дифференциальный электромагнитный микрофон шумозащищённый. Исключительно микрофонный капсюль, к тому же военного назначения. Все лётчики и ранние космонавты хорошо его знают. Вон они, у Юрия Алексеевича торчат в шлеме.
И тем не менее, находились в хозяйстве практически у каждого радиолюбителя. Где брали, тайна великая есть. Я лично выменял у пацана на транзистор П401.
Несмотря на свою исключительно микрофонную принадлежность, рекомендовался радиолюбителям к применению различными изданиями, включая журнал "Радио", именно как громкоговоритель.
Правда, для того чтобы он стал громкоговорителем, нужно было произвести некоторые манипуляции, доступные не каждому мальчишке. Так, необходимо было избавиться от пластиковой оболочки (самая простая операция), затем вскрыть сам капсюль (это было гораздо сложнее, ибо он был опрессован латунной гильзой). Располовинив капсюль, требовалось извлечь мембрану и,проделав в ней отверстие, припаять тонкий провод, который в дальнейшем соединится с самодельной мембраной выдавленной в самодельной же матрице из нескольких слоёв промокательной бумаги. Далее требовалось всю эту конструкцию собрать воедино, придав вид громкоговорителя. Прочитав всё это в журнале "Юный техник", я понял, что если и есть самый простой способ убить дефицитный капсюль кривоватыми детскими ручонками, так вот он передо мной. Как вы поняли, никогда я этим мазохизмом не занимался. Тем более, что в Посылторге появились таки трансформаторы, причём комплект из согласующего и выходного.
Все мы их прекрасно знаем и помним. И наступило счастье, а заодно и эра настоящих динамиков. Самым популярным, несомненно, был 0,1 ГД6.
Стоил он немалые 5 рублей с копеечками и выписывался через тот же Посылторг. И хотя к тому времени я уже вполне освоил бестрансформаторные УНЧ, но из принципа, имея пару трансформаторов, спаял приёмник с двухтактным выходом, осуществив стародавнюю мечту.
Этот динамик, почему то чаще всего рекомендовали к использованию радиолюбительские издания, это удивительно, ведь параллельно с ним, продавался куда более качественный громкоговоритель, 0,2 ГД1.
Во-первых он был мощнее в два раза, во-вторых частотка у него была получше и сопротивление в 6 ом, а не в 8-мь, более способствовало применению его в бестрансформаторных УНЧ. Честно скажу, это был мой любимый динамик для карманных конструкций. Ну и в заключение, ещё одни наушники, вернее гарнитура, которой я обзавёлся гораздо позже, уже будучи коротковолновиком. Очень удобная вещь и предмет зависти коллег по эфиру.
Ну вот пока и всё. А вы говорите, что о наушниках написать нечего.