Найти тему
Лидеры кино

Как кинорежиссеру Сергею Соловьеву в жизни везло

Про режиссера Сергея Соловьева можно с уверенностью сказать: этот человек родился в рубашке, а точнее в городе Кемь рядом с Успенским храмом.

Везло Сергею Соловьеву с самого начала: поступив в 1962 году во ВГИК он попал на курс Михаила Ромма, того самого, у которого учились Тарковский и Шукшин.

Уже во время учебы Соловьев написал сценарий фильма «Взгляните на лицо». Документальный фильм до «Ассы» был главной гордостью режиссера. Идея была смелая: просто установить в Эрмитаже за картиной Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта» скрытую камеру и снимать. Удалось это благодаря хитрости: вокруг картины были поставлены ширмы с надписью: ремонт паркета. Но разве можно снять фильм просто на общении посетителей музея с одной картиной? Оказалось можно.

Чудо кинематографа оттепели состояло в том, что лица в толпе неожиданно приобретали свою индивидуальность. К тому же «Мадонна Литта» как луч прожектора высвечивала духовную суть человека.

Соловьев не раз выходил победителем из самых трудных ситуаций. Когда выяснилось, что в Москве не утвердят сценарий ленты «Чужая Белая и Рябой», он поехал в Казахстан. С директором Казахской студии удалось договориться сразу: картину снимут, но взамен Соловьев возьмет на обучение курс казахской молодежи. И все же утвердить идею требовалось в верхах.

Разговор с верхами шел по телефону: «Начните с самого начала» – попросили Соловьева. Режиссер: «Космос. За штурвалом корабля космонавт – казах». Ответ: «Достаточно, запускайте». Но по сценарию действие фильма происходило в 1946 году. Тогда Соловьев начинает с полета героя в космосе и потом переносится в его детство в послевоенное время.

-2

огда Соловьев приступил к съемкам фильма «Асса», то в Одессе его даже не пустили в отель, где он хотел снимать. Рок, находившийся почти под запретом, получал в этой ленте полную легализацию.

И тогда Соловьев написал письмо Горбачеву. Это был период, когда Горбачеву приходило громадное количество писем. Но самые забавные – в их число попало письмо Соловьева - секретарь читал в конце дня. Ответ не замедлил себя ждать. На утро в гостинице, где творческая группа «Ассы» просыпалась после отмечания первого дня съемок появилось все городское начальство. Съемки в отеле разрешили.

-3

В конце съемок фильма «Асса» Соловьев был в полном расстройстве. Деньги потрачены все, а еще снимать громадную массовку на финал. И тогда к нему обратился Виктор Цой. За час массовка будет. Соловьев еще не знал, что стоит рядом с легендарным Цоем, слава которого пожалуй, затмит известность самого режиссера. Не знал он и что песня «Мы ждем перемен» станет гимном перестройки, а сама «Асса» вызовет такой мощной прилив симпатии молодежи,что за билетами будут стоять с ночи. Я сам участвовал в проведении премьеры «Ассы» в Уфе и то, как прошло это событие не забуду никогда!

Владимир Жерехов