ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Основную действующую нормативную базу этих отношений составляют: Каирская декларация союзников по коалиции против держав “оси” Германии, Японии и Италии 1943 г., Ялтинское соглашение руководителей трех великих держав США, СССР и Великобритании, к которым позднее присоединился Китай (1945 г.), Потсдамская декларация упомянутых союзников 1945 г., Акт о капитуляции Японии 1945 г., Советско-американское соглашение о репатриации японцев из районов, контролируемых СССР, 1946 г., Сан-Францисский мирный договор с Японией 1945 г. Совместная декларация СССР и Японии 1956 г., признанная как базовый документ 24 марта 2001 г. в Иркутске в Совместном заявлении Президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Японии Е. Мори, а также Токийская декларация о российско- японских отношениях 1993 г. и Московская декларация о созидательном партнерстве и сотрудничестве между РФ и Японией 1998 г., подтвержденные в документах, подписанных высшими руководителями двух государств в ходе визита Президента РФ В.В. Путина в Японию 4-5 сентября 2000 г.
Наибольшие расхождения в толковании этих документов вызывает территориальное урегулирование между нашими странами после Второй мировой войны в связи с обязательством сторон заключить мирный договор.
ПОЗИЦИЯ ЯПОНИИ
Японское правительство упорно и настойчиво добивается возвращения Японии так называемых северных территорий, включающих острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Если бы Япония хотела ограничиться получением от СССР лишь Шикотана и Хабомаи, она давно могла бы это сделать, реализовав пункт 9 Советско-японской декларации 1956 г., предусматривающей, что эти острова будут переданы Советским Союзом после заключения мирного договора. Но Япония не пошла на это в прошлом и вряд ли может ограничиться этой серьезной уступкой со стороны РФ в обозримой перспективе. Очевидно, что ее главной целью является непременно добиться передачи ей (кроме Шикотана и Хабомаи) Итурупа и Кунашира.
Со стороны Японии, в том числе и сейчас, настойчиво продвигается тезис о том, что СССР не получил международного признания на включение в состав его территории Южного Сахалина и Курильских островов. Однако в официальных документах, распространенных посольством Японии в Москве в 1992 г., указывается, что Япония “..никогда не будет требовать эти территории, от которых она отказалась”. Поэтому выдвижение Японией тезиса об упомянутом международном признании является скорее всего тактическим приемом для достижения главной цели - получения Итурупа и Кунашира. Правда, нельзя исключать и такой вариант: в зависимости от того, каково будет положение в России и общая международная обстановка, японцы могут попытаться получить признание каких-то своих прав в южной части Сахалина и на всех Курильских островах.
Аргументы, выдвигаемые Японией в обоснование своей позиции
Японское правительство разработало ряд аргументов в защиту своей позиции и активно продвигает их в дипломатической и пропагандистской работе. Их можно в основном свести к следующим:
1. Ссылки на историю. Япония утверждает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были открыты и освоены японцами. Японцы также ссылаются на договоры с Россией 1855 г. (Симодский), 1875 г. (Петербургский) и 1905 г. (Портсмутский), которыми на разных этапах российско-японских отношений решалась судьба этих островов. Японцы подчеркивают, что во всех этих договорах указанные острова признавались принадлежащими Японии.
Японцы также заявляют, что отторжение у Японии упомянутых островов не соответствует Каирской и Потсдамской декларациям, содержащим условия, на которых она капитулировала в 1945 г. В Каирской декларации, заявляют они, было указано, что целью союзников является изгнать Японию с территорий, “которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности”. А поскольку Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи исторически всегда были территорией Японии, не захвачены с помощью силы, они не подпадают под условия капитуляции, изложенные в Потсдамской декларации.
2. Япония признает, что по Сан-Францисскому мирному договору 1951 г. она отказалась от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако вопреки геополитической традиции японцы заявляют, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи в состав Курильских островов не входят; следовательно отказ Японии от ее прав на эти острова не распространяется, и они должны быть возвращены.
3. В Сан-Францисском договоре сказано, что Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть Сахалина, но не указано, кому они передаются. Ялтинское соглашение 1945 г., по которому США и Великобритания обязались передать Советскому Союзу указанные территории, не является обязательным для Японии, поскольку, как считают японцы, она в нем не участвовала, и в момент капитуляции это соглашение, являвшееся секретным, соблюдавшей пакт о нейтралитете с СССР Японии не было известно. СССР не подписал Сан-Францисский договор и не пользуется теми правами, которые дает этот договор его участникам.
Таким образом, утверждают японцы, присоединение Советским Союзом указанных территорий не получило международного признания, и Россия не имеет на них прав. Вопросы территориального урегулирования между Японией и Россией могут быть решены лишь путем заключения мирного договора, а в нем должен быть решен вопрос о передаче Японии всей южной части Курил. Без такого договора нет полной нормализации российско-японских отношений, что мешает их дальнейшему развитию. Продолжение следует