Давным-давно, случился в Римской империи кризис под названием год четырёх императоров. В течение одного года на престоле сменилось четыре правителя. Победителю, Титу Флавию Веспасиану, досталась изрядно разоренная страна, а потому ему пришлось проявить поистине неординарный административный талант, чтобы буквально по крупицам пополнить государственную казну. Веспасиан вводил самые разные налоги и жестоко карал за попытки уклониться от их уплаты.
Надо заметить, что Веспасиан, проводил взвешенную налоговую политику, и следел за тем, чтобы подати не были разорительны для провинций, а деньги в казну поступали за счет не самых обременительных налогов.
Одним из его нововведений был неслыханный для Рима налог на латрины - общественные туалеты. Вернее не на сами уборные, а на продажу урины кожевникам и сукновалам (использовали её для отбеливания).
Римские туалеты были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно заседать по пятьдесят человек.
Собравшиеся вели беседы, делились новостями, часто можно было услышать и политические остроты или язвительные стихи современников. Плита с отверстиями, на которой, собственно и сидел каждый посетитель римского отхожего места, проходила над керамическими желобами, по каждому из которых струились воды из акведуков, уносящие нечистоты. Но что-то я отвлёкся...
Итак, мой самый любимый Император Рима по имени Веспасиан отличался необыкновенной находчивостью и чувством юмора. И когда его сын-эстет Тит, до глубины души возмущенный столь неблагородным способом зарабатывания средств, обратился к отцу с претензиями, император тут же заставил сына занюхнуть деньги, поступившие по этому налогу, спросил, пахнут ли они.
Получив отрицательный ответ, Веспасиан с удивлением заметил Титу: “Датышто? А ведь эта денежка получена из мочи”.
Так появился один из самых известных античных мемов “Pecunia non olet” - Деньги не пахнут.