Колесный энергонасыщенный трактор Т-150к впервые сошел с конвейера Харьковского тракторного завода в 1971 году.
Оригинальная, изначально без аналогов конструкция, а также технические характеристики Т-150к позволили применять на следующих сельхозработах:
- обработка почвы (основная, предпосевная)
- выполнение посевных операций совместно с широкозахватными посадочными агрегатами;
- погрузочно-разгрузочные операции с использованием дополнительного навесного оборудования;
- выполнение уборочных работ совместно с высокопроизводительными специальными комплексами;
- участие в заготовке кормов;
- транспортные перевозки.
Разнообразие в использовании трактора в сельском хозяйстве обеспечивала способность агрегатирования с специализированным навесным, полунавесным и прицепным оборудованием (более 50 наименований), а также выполнение ремонта в условиях сельских мастерских.
Модификации трактора Т-150к
- Т 158 – промышленный вариант, оснащался специальным тягово-сцепным устройством автомобильного типа и использовался для перевозки грузов массой до 20 тонн с помощью прицепов или полуприцепов.
- Т 157 – лесопромышленная версия, отличалась повышенной проходимостью, специальным каркасом безопасности для защиты кабины и наличием трелевочного оборудования для транспортировки спиленных деревьев.
- Т 156 – фронтальный погрузчик, оборудованный навесным ковшом грузоподъемностью до 3 тонн, используется для погрузки мелкокусковых материалов и сыпучих грузов в транспортные средства.
- Т-150КД – версия общего назначения с установкой бульдозерного оборудования для работ по помещению грунта и других материалов на расстоянии не превышающие 100 метров. Бульдозерная навеска используется Т-150к зимой для расчистки дорог от снега.
Особенности конструкции и общие технические параметры Т-150к
В конструкционной схеме трактора применены две полурамы: передняя, на которой расположены двигатель, коробка передач, кабина с рабочим местом механизатора, бак и задняя, где смонтирована навесная система для присоединения оборудование.
Т-150к с полным приводом, при этом имеется функция технического отключения заднего моста. На обеих осях установлены одинаковые колеса с большим диаметром и шириной.
В устройстве трансмиссии за силовым агрегатом идет последовательная установка муфты сцепления, КПП и раздаточной коробки.
Далее, выходные валы с помощью карданных передач и расположенных на них главными передачами в коническом исполнении, обеспечивают транспортировку энергии на передний и задний мост трактора.
Дифференциалы от главных передач соединяются с планетарными механизмами, на которых монтируются колеса трактора с тормозными устройствами.
Переход крутящих усилий от двигателя к валу отбора мощности (ВОМ) обеспечивается специальным валом с промежуточными опорами.
Поворот и разворот трактора выполняют два гидроцилиндра в системе рулевого управления, которые разворачивают обе полурамы вокруг специального вертикального соединительного шарнира.
Устройство агрегата и технические параметры
Двигатель
- СМД-61 (производитель ХЗТД).
- ЯМЗ-236Д (производитель Автодизель).
В качестве пускового устройства использовался бензиновый стартовый двигатель, который запускался электростартером.
К техническим особенностям обоих силовых агрегатов относят возможность выполнения пускового нагрева, что улучшало запуск зимой.
Двигатели, которыми комплектовался Т-150к, имеют следующие технические характеристики (приведены для СМД-61, а в скобках указаны параметры ЯМЗ-236Д):
- Число цилиндров – 6 шт.
- Расположение –V-образное, под углом развала в 90 градусов.
- Мощность – 160,0 (175,0) л. с.
- Объем – 9,2 (11,2) л.
- Охлаждающая жидкость – тосол (возможно применение воды).
- Масса ДВС – 0,95 (1,00) т.
- Расход топлива – 217,0 (220,0) г/кВт.час.
- ТНВД – распределительного типа, с двумя плунжерами.
- Количество оборотов – 2000 (2100) об/мин.
Кабина
Сама кабина изготовлена из шумо и вибропоглощающих материалов и узлов, где с уменьшенными колебаниями обеспечивает комфортные условия для механизатора.
Выполнению работы способствует круговое остекление и наличие стеклоочистителей. Для комфортной работы зимой установлен специальный отопитель. После тюнинга кабины в 2013 году, в устройстве для безопасности применен специальный каркас.
Трансмиссия
Трансмиссия выполнена в механическом варианте:
- двухдисковая муфта сцепления в сухом варианте исполнения;
- КПП;
- раздаточная коробка;
- две конические главные передачи;
- межколесные дифференциалы;
- ВОМ (в базовом исполнении – задний).
Коробка передач трактора Т-150к выполнена с использованием гидравлического управления, с возможностью переключения скорости при движении.
Раздаточная коробка выполняет деление на диапазоны. С учетом характеристик такого деления количество передач трактора для переднего хода возрастает до 12, для заднего движения - до 4, при этом скорость движения (км/ч) составляет:
- Наибольшая:
- вперед – 30,10.
- назад – 3,35.
- Наименьшая:
- вперед – 5,10.
- назад – 9,15.
ВОМ имеет двухскоростное независимое исполнение, характеристики по частоте вращения в 540 и 1000 оборотов об/мин.
Общие технические параметры Т-150к
- Тяговый класс – 3.
- Привод – 4x4 (полный).
- Масса – 7,95 т.
- База – 2,86 м.
- Длина – 5,75 м.
- Ширина – 2,40 м в широкой колее (2,20 м – в узкой колее).
- Высота – 2,95 м.
- Колея широкая – 1,86 м.
- Колея узкая – 1,68 м.
- Радиус поворота – 6,70 м.
- Размер агропросвета – 0,40 м.
- Грузоподъемность навесного устройства – 4,50 т.
- Давление в гидросистеме – 16 Мпа.
Характеристика заправочных емкостей Т-150к:
- Масло::
- Двигатель – 26,0 л.
- КПП – 18,0 л.
- Рулевое управление – 33,0 л.
- Мосты – 54,0 л.
- Гидросистема – 38,0 л.
- Редуктор ВОМ – 6,8 л.
- Топливо – 315 л.
- Охлаждающая жидкость – 45 л.
Преимущества и недостатки Т-150к
- передвижение и транспортировку грузов по дорогам общего пользования;
- большое количество агрегатируемых сельхозмеханизмов для разнообразных работ;
- многофункциональность;
- установка спаренных колес на обе оси для увеличения проходимости;
- условия труда для механизатора;
- транспортная скорость;
- небольшой, для тягового класса расход топлива;
- простота ремонта и технического обслуживания;
- надежность;
- круглогодичная эксплуатация, что уменьшает срок окупаемости.
Техническими и конструкционными недостатками считают:
- увеличенное давление шин на грунт, что вызывает негативное воздействие и снижение агрокультуры производства;
- применение в конструкции трактора колес, снижает тяговые характеристики по сравнению с гусеничным вариантом на 25-30%;
- низкая надежность КПП Т-150к и как следствие необходимость частого ремонта;
- отсутствие в гидросистеме устройства для охлаждения рабочей жидкости.
Развитие Т-150К
Последний факт подтверждается продолжающимся производством этой модели на Орловском тракторостроительном заводе, входящем в группу компаний «Альфа-Техник».
Кроме базовой модификации под наименованием ОрТЗ-150к на заводе производится еще восемь транспортных средств (от фронтального погрузчика до аэродромной ремонтной машины) выполненных на базе трактора.
Читайте также: трактор Т-150
🚜 Источник: traktorwork.ru
Ставьте 👍! Обязательно нажимайте «Подписаться»! 💪