Однажды некий Ищущий побывал в соседнем городе, где встретился с Просветлённым Мастером. Тот недавно появился в их краях, и Ищущий не мог упустить такой случай.
Не сказать, что он остался вполне удовлетворён беседой. Вместо продолжительного и возвышенного разговора о Духовном, Мудрых наставлений и советов по наилучшим Практикам Мастер разрешил ему задать всего один вопрос. И всё!
Да и ответ, который он дал... «Иди и смотри. Ты найдешь Просветление, когда увидишь его. Ибо что главное в Просветление? Оно есть везде, но заметить его можно, лишь внимательно глядя по сторонам.»
Чушь какая-то, если подумать.
Но наш Ищущий был человеком ответственным и уважающим авторитеты. А Мастер почитался Просветлённым среди людей, мнение которых Ищущий уважал. Так что просто отбросить совет он не мог.
Он начал смотреть. Так как дома и на работе он и так знал всё наизусть, он стал совершать долгие прогулки по своему городу и его окрестностям. Вечером после работы, в выходные, иногда даже ночью — когда не мог заснуть от одолевавших его мыслей.
Он ходил и смотрел. Делал он это очень старательно. Если Просветление есть везде, наверняка хоть где-то он заметит его проявления, просто нужно быть очень внимательным! И не отвлекаться, да. Это важно!
Сначала не происходило ничего. Город он знал хорошо, места загородных прогулок хуже, но тоже неплохо. Все было обычным, и Просветление не желало показаться на глаза.
Через некоторое время Ищущий начал замечать, что привычные места как будто меняются. В городском парке все деревья неожиданно оказались совершенно непохожими друг на друга. Дом, мимо которого он много лет ходил на работу, обзавёлся удивительными фигурными ограждениями балконов. На подоконниках оказалось полным-полно цветов. А речка, текущая мимо города, запестрела множеством отмелей, сверкающих разноцветными камнями.
Усиленное смотрение как-то странно повлияло и на слух. Откуда-то взялось пение птиц, которого раньше не было. Шелест листвы почему-то стал громче и в нём угадывалась странная мелодия. И даже звук его собственных шагов стал другим.
Через некоторое время прогулки стали короче. Появилось столько новых деталей в самых обычных местах, что приходилось замедлять шаг, чтобы не упустить их. Ведь в каждой могло проявиться Просветление, нельзя было быть небрежным.
Иногда он подолгу стоял на одном месте, глядя по сторонам и слушая Мир вокруг себя. Это было новое, очень необычное ощущение. Но то, что ещё недавно казалось нелепым и бессмысленным — например, вечер, проведенный в почти полной неподвижности на мосту через реку — уже таковым не было.
Он заметил, что всё чаще забывает искать признаки Просветления в окружавших его вещах и явлениях. Он просто смотрел и слушал. Сначала это напугало его, ведь если он перестанет быть внимательным в своих поисках, он рискует пропустить эти проявления и не заметить их. Но такое бездумное созерцание приносило покой, которого он давно не испытывал, и постепенно он махнул на всё рукой.
Он перестал встречаться с другими Ищущими. Прогулки становились короче, но разных мест он посещал больше. Однажды он весь вечер просидел дома, обнаружив, что его собственная комната обрела множество новых, невидимых ранее подробностей. Да и на работе оказалось много интересного, как среди вещей, так и среди его сослуживцев, которых — как он считал раньше — он знает просто отлично.
Странным образом изменились его отношения с людьми. Куда-то делись постоянные конфликты. Те, кто раньше раздражал его, стали как будто мягче и приятнее. Не то чтобы все вокруг превратились в прекрасных и замечательных людей. Просто их недостатки перестали бесить, а воспринимались как ещё одна деталь окружающего мира.
А ещё через некоторое время он обнаружил, что искать Просветление ему совсем неинтересно. Он перестал понимать, что это вообще такое, хотя раньше, он помнил это отчётливо, он точно знал — что это, и что оно непременно ему необходимо.
Что случилось потом? Да кто же это знает? Точно известно только то, что одним Ищущим на свете стало меньше.
А одним человеком, приблизившимся к спокойному, обычному, ничем не примечательному человеческому счастью больше.
По крайней мере ходят слухи, что именно так говорит он сам.