Найти тему

Винни Пух и Пятачок — последователи даосизма?

Был ли Волк из «Ну, погоди!» либертарианцем, а Заяц – нацистом? Можно ли считать попугая Кешу хипстером, а Тома и Джерри — серийными маньяками? На эти вопросы каждый ответит для себя сам. Одно ясно точно — Винни Пух и Пятачок — это типичные представители даосизма (китайского учения о следовании духу своей природы). Во всяком случае, в этом уверен писатель Бенджамин Хофф. Посмотрим, какие доказательства в пользу своих слов он приводит.

Обложки книг Хоффа
Обложки книг Хоффа

В своей книге «Дао Винни Пуха» (1982 год) Хофф излагает основные тезисы даосизма (в некоторых местах делая это весьма плюшево) на примере поступков обожающего мед медведя-пацифиста Винни Пуха.

Отрывок из книги про Пуха
Отрывок из книги про Пуха

По мнению писателя, Кролик в истории Милна жаждет обладать «Знанием, чтобы быть Самым Умным», Сова представляет собой ученого, который никогда не способен увидеть жизнь в ее полноте из-за своего подхода «академического гробовщика», а Иа обычный меланхолик, который обладает «Ослиным Мировосприятием» — то есть жалуется на все и на всех.

Вариация на тему осознания своей истинной природы Пухом
Вариация на тему осознания своей истинной природы Пухом

И именно поэтому Винни Пух так обаятелен и безмятежен, заверяет писатель: медведь не стремится казаться быть умнее со своими «опилками в голове», он наслаждается жизнью, обладая внутренней природой Пу — «необработанного куска дерева».

«Смысл выражения «необработанный кусок дерева» в том, что все предметы изначально, в их нетронутом природном состоянии обладают собственной внутренней энергией, которая легко утрачивается, когда их трогают слишком часто и бесцеремонно. Обычный толковый словарь китайского языка определяет термин «Пу» как «естественный, простой, бесхитростный, честный». Слово «Пу» представляет собой комбинацию из двух иероглифов: первый из них, корневой иероглиф, или «ключ», обозначает дерево, древесину; вторая, фонетическая часть — густые заросли, чащу. Так из значений «дерево в лесной чаще» и «нераспиленное бревно» образуется термин «необработанный кусок дерева», под которым подразумевают понятие «первозданной целостности», — указывает писатель.
Обложка книг Хоффа
Обложка книг Хоффа
«Каким бы Пух ни выглядел в глазах окружающих — и в особенности тех, кого легко вводит в заблуждение внешность, — ему, «необработанному куску дерева», удается выполнить все задуманное именно благодаря своему простодушию. Ведь простодушие, как вам подтвердит любой встретившийся где-нибудь в лесу даосский старец, — совсем не то же самое, что глупость. Не случайно идеальным умом даосизм считает спокойный, невозмутимый, пассивно отражающий действительность ум «необработанного куска дерева», и не случайно именно Винни-Пух, а не умники Иа-Иа, Кролик или Сова, является главным героем сказки Алена Милна», — уверен Хофф.
Пятачок и его Дао
Пятачок и его Дао

Что касается его друга-поросенка, то о нем книга «Дэ Пятачка» вышла лишь в 2002 году. Некоторые критики отметили, что она уступала по качеству работе про Винни Пуха, но свои поклонники нашлись и у нее. В книге Хофф рассмотрел природу персонажа вновь через призму даосизма.

Пятачок следует модным постмодернистским трендам
Пятачок следует модным постмодернистским трендам

По мнению писателя, Пятачок полон комплексов из-за ошибочного мнения о себе, но тем не менее старается найти свою природу. По мнению маленького друга Винни Пуха, быть большим зверем гораздо лучше. Однако постепенно во время путешествий приводят его к мысли, что все в мире относительно, включая мнения окружающих. А, значит, и понятия хорошо/плохо, большое/маленькое – тоже относительно.

«Даосизм всегда относился с большой симпатией к Очень Маленьким Зверькам. Дело в том, что кроме животных как таковых — в которых конфуцианцы видели просто бездушных существ, пригодных для еды, жертвоприношений, полевых работ или в роли тягловой силы, — Самыми Маленькими Зверьками в китайском преимущественно конфуцианском обществе традиционно были женщины, дети и бедняки. Бедняки, угнетаемые жадными торговцами, землевладельцами и правительственными чиновниками, располагались в самом низу конфуцианской социальной лестницы. Иными словами, они как бы не существовали вообще», — пишет Хофф.
Карта из советского мультфильма о Винни Пухе и Пятачке
Карта из советского мультфильма о Винни Пухе и Пятачке
«А жизнь женщин даже в зажиточных семействах — в зажиточных семействах в особенности — была вовсе не свободной, поскольку повсеместно был принят конфуцианский брак, то есть многобрачие, и другие обычаи, настолько унизительные для женщин, что жителю современного Запада это трудно даже представить. Столь же безрадостно жилось и детям. Для истинного конфуцианца дети существовали как продолжатели рода, не только вынужденные во всём беспрекословно повиноваться своим родителям, но и обязанные брать на себя заботу о родителях в старости — не имея никаких собственных идей, идеалов и интересов. По конфуцианским законам отец имел полное право убить сына, проявившего неповиновение главе семейства или опозорившего семью: само такое поведение оценивалось как преступное», — заявляет писатель.

Хофф в этой книге вновь нападает на Иа, критикуя его за пессимизм, потому что с точки зрения даосистов пессимистами чаще всего были люди примитивно мыслящие. Даосисты считают, что жизнь слишком коротка, чтобы предаваться унынию. Пятачок, который живет крайне безопасно («внутри дома внутри дерева внутри леса»), после ряда приключений, где его хвалят за помощь, осознает, что у него, как у любого разумного существа, есть своя цель и предназначение – не нужно быть медведем, если ты поросенок.

Ранее мы писали про то, как в советском мультфильме у Винни Пуха появилась особая походка.

Как вы относитесь к постмодернистским трактовкам популярных произведений? Согласны ли вы с мнением Хоффа? Или вы считаете иначе? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк, нам будет приятно. Нашли в тексте ошибку или не согласны со статьёй? Ждём вашего комментария. И подпишитесь на канал — дальше будет интереснее!

#мультфильм #винни пух #пятачок