Жестокий романс. СССР, 1984. Режиссер и сценарист Эльдар Рязанов (по пьесе А. Островского «Бесприданница»). Актеры: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Борислав Брондуков, Юрий Саранцев, Ольга Волкова, Александр Панкратов-Чёрный и др. 22,0 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
Вокруг этой работы Эльдара Рязанова сразу же после премьеры разгорелся нешуточный спор в среде кинокритиков и литературоведов.
Журналист и писатель Анатолий Макаров в «Советском экране» был убежден, что многие эпизоды «Жестокого романса» «не об одном только мастерстве режиссера свидетельствуют, пожалуй, … но еще и о высокой художественной культуре – ощущение современности, возникающее у зрителя, соседствует с ощущением исторической точности, даже аутентичности (так и просится здесь ученое слово)…. «Позволив себе употребить изобразительный ряд «Жестокого романса» упомянутой ювелирной оправе, надо признать, что создатели картины проявили себя истинными художниками. … А бриллиант? Бриллиантом следует признать эту историю, пьесу «Бесприданница», написанную с таким преклонением перед чистым пламенем женской души, с таким мудрым пониманием человеческого сердца…» (Макаров, 1984: 8-9). Макаров А. Бриллиант и оправа // Советский экран. 1984. № 24. С. 8-9.
Литературовед Дмитрий Урнов остался недоволен предпринятой Э. Рязановым адаптацией пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»: «Классический текст не допускает подобного обращения с собой. Текст гибнет, но не сдается, и «победитель» в результате не получает ничего. А заодно с таким «победителем» и зритель остается ни с чем» (Урнов, 1987: 32). Урнов Д. К чему? Зачем? // Экран 1987. М.: Искусство, 1987. С.28-32.
Уже в XXI кинокритик Максим Малюков подчеркнул, что «снимать экранизацию классических произведений – это всегда большая ответственность для любого режиссёра, даже для такого мастера как Эльдар Рязанов. "Бесприданницу" Островского вряд ли можно назвать легким произведением, но «Жестокий романс» вышел, как минимум, не чуть не хуже оригинала. … Блестящий актёрский состав «Жестокого романса» под великолепным руководством Эльдара Рязанова сумел воспроизвести одно из самых трагичных произведений отечественной классики» (Малюков, 2012). Малюков М. «Жестокий романс» // Ovideo. 26.02.2012. https://ovideo.ru/review/34116
Кинокритик Денис Горелов с высоты полета сквозь время писал о «Жестоком романсе» так: «Рязанов и поставил свою неожиданную картину, в которой восторженные абитуриентки творческих вузов разглядели разве что белые штиблеты, поздние катанья да высокую степень безумства; пригубил он, видишь ли, неумело! Еще как умело-то, срамник. Полнарода по сей день считает «Романс» фильмом Михалкова — аберрация несправедливая, но понятная: в слякоти и мрази города Бряхимова было слишком мало традиционного Эльдара Александровича, зато буквально через край плескал наш любимый Никита Сергеич дорогой. Даже в собственного производства пасторалях не дарил он себе такого грандиозного бенефиса… провидец Рязанов снял кино о новых русских за семь лет до рождения официального термина» (Горелов, 2018). Горелов Д. Родина слоников. М.: Флюид ФриФлай, 2018. 384 с.
А каковы Ваши мнения о «Жестоком романсе», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020
P.S. Мою рецензию (1,2 тыс. чтений) на «Жестокий романс» можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/jestokii-romans-1984-5d0fcf636a6e5d00afda4c1b
Ревизор. СССР, 1952. Режиссер и сценарист Владимир Петров (по пьесе Н. В. Гоголя). Актеры: Юрий Толубеев, Анастасия Георгиевская, Тамара Носова, Павел Павленко, Сергей Блинников, Михаил Яншин, Эраст Гарин, Игорь Горбачёв, Алексей Грибов, Николай Рыбников и др. 17,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Петров (1896-1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Без вины виноватые», «Спортивная честь», «Петр Первый», «Кутузов», «Ревизор», «Неуловимый Ян», «Сталинградская битва») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Литературный критик Николай Степанов (1902-1972) считал, что киноадаптация знаменитой пьесы Н. Гоголя была сделана В. Петровым «тактично, и зритель достаточно полно чувствует всё великолепие гоголевского слова, его юмор, его яркую живописность» (Степанов, 1953) Степанов Н.Л. Сатира Гоголя на экране // Искусство кино. 1953. № 1. С. 71-76.
Правда, киновед Ростислав Юренев (1912-2002) посетовал на то, что театрально-академическая манера игры актеров «ослабляет сатирическое звучание комедии» (Юренев, 1964). Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. М.: Наука, 1964. С. 456—457.
И уже в XXI веке М.В. Жданова, наоборот, посчитала, что экранизация «Ревизора» в режиссуре В. Петрова может быть образцом классического прочтения пьесы в мастерском исполнении актеров (Жданова, 2018). Жданова М.В. Русская классика на экране. М.: Белый город, 2018. С. 85-87.
А каковы Ваши мнения о "Ревизоре", уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020