Найти в Дзене
Иван Гвоздь

Эрих Фромм: стремление к власти не признак силы,а проявление слабости и психопатических отклонений человека.

Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Власть - это господство над кем-либо; сила - это способность к свершению, потенция.

Эрих Фромм – немецкий социолог, философ, социальный психолог. Он один из видных представителей философов и ученых «франкфуртской школы». Имея множество последователей, деятели «франкфуртской школы» грамотно и поступательно подвергали критике капиталистическую систему западного мира, используя при этом марксистские и фрейдистские идеи. С кафедр лекционных аудиторий европейских университетов неомарксизм уходил в молодежные массы, выносился на улицы и породил студенческие бунты 1968 года.

Поэтому до сих пор нет единого "определения" ученого Фромма, которого обозначают «неофрейдистом» и «фрейдомарксистом» одновременно. Увлекаясь психоанализом дядюшки Фрейда по молодости, Фромм пришел в зрелом возрасте к социальной психологии, к «психологии масс». А так как фрейдизм направлен на изучение сугубо психологии одного индивидуума, Эриху Фромму пригодился марксизм, чтобы дать общую оценку психологии масс, находящихся под тем или иным политическим режимом. Проследить деформацию этой психологии. Так, у него в работах существует понятие «авторитарный тип личности», «авторитарная личность», присущая более всего фашистским режимам. Вообще же, изучению фашизма и поведению масс в данной политической системе Фромм отдает много места. Раскрывается эта тема, в том числе, в его значительном труде «Бегство от свободы». Он описывает здесь, почему все больше человек «продает свою свободу» в капиталистическом мире и почему понятие власти извратилось.

"Бегство от свободы"
"Бегство от свободы"

Власть – это больше не признак силы. На примере фашистских режимов, особенно Германии 30-х годов, Эрих Фромм приходит к выводу, что к власти стремятся слабые, психопатические, шизоидные личности. Примитивно говоря, до власти хотят дорваться выродки и извращенцы. При этом, подобная закономерность «работает» не только в фашистских обществах, но и в цивилизованном капиталистическом мире. При том, что механизмы подчинения в демократических западных странах намного изощреннее, в них нет видимого насилия, что не отменяет скрытого. Все работает по "садомазохистским" правилам, открытым еще Фрейдом. Диктатор подчиняет огромные массы потому, что они сами хотят подчиняться. Подчинение сильному – гарантирует безопасность, это инстинкты. Но ни фашисты, ни капиталисты так и не поняли, не придумали, что же делать с интеллектуально и нравственно развитым меньшинством, имеющим минимальный набор психологических отклонений и патологий, в следствии которых они не хотят ни подчиняться, ни господствовать.

"Со времен Гоббса на стремление к власти смотрели как на основной мотив человеческого поведения; но в следующие столетия все большее значение приобретали юридические и моральные факторы, направленные к ограничению власти. С возникновением фашизма жажда власти и ее оправдание достигли небывалых размеров. Миллионы людей находятся под впечатлением побед, одержанных властью, и считают власть признаком силы. Разумеется, власть над людьми является проявлением превосходящей силы в сугубо материальном смысле: если в моей власти убить другого человека, то я "сильнее" его. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Власть - это господство над кем-либо; сила - это способность к свершению, потенция. Сила в психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; это слово означает обладание способностью. Когда мы говорим о бессилии, то имеем в виду не неспособность человека господствовать над другими, а его неспособность к самостоятельной жизни. Таким образом, "власть" и "сила" - это совершенно разные вещи, "господство" и "потенция" - отнюдь не совпадающие, а взаимоисключающие друг друга. Импотенция - если применять этот термин не только к сексуальной сфере, но и ко всем сферам человеческих возможностей - влечет за собой садистское стремление к господству. Пока и поскольку индивид силен, то есть способен реализовать свои возможности на основе свободы и целостности своей личности, господство над другими ему не нужно и он не стремится к власти. Власть - это извращение силы, точно так же как сексуальный садизм - извращение половой любви."
[.......] "В авторитарной философии нет понятия равенства. Человек с авторитарным характером может иногда воспользоваться словом "равенство" в обычном разговоре - или ради своей выгоды, - но для него это слово не имеет никакого реального смысла, поскольку относится к понятию, которое он НЕ В СОСТОЯНИИ ОСМЫСЛИТЬ. Мир для него состоит из людей, имеющих или не имеющих силу и власть, то есть из ВЫСШИХ И НИЗШИХ. Садистско-мазохистские стремления приводят его к тому, что он способен только к ГОСПОДСТВУ или к ПОДЧИНЕНИЮ; он не может испытывать солидарности. Любые различия - будь то пол или раса - для него обязательно являются признаками превосходства или неполноценности. Различие, которое не имело бы такого смысла, для него просто невообразимо".

"Бегство от свободы", - Эрих Фромм