Найти в Дзене

"Дети мои" Гузель Яхина. Рецензия

О поволжских немцах (колония Гнаденталь). Обо всех перипетиях, выпавших на их долю, особенное внимание – естественно, послереволюционному периоду. Все приметы времени настолько точны, что даже поражаешься. Чего стоит описание советской немецкой республики: «Вместо людей говорили лозунги – их было много, необыкновенно много: с каждого дома, створа ворот или фонарного столба кричали о чём-то крупные буквы. (…) «Дадим!» - призывали одни надписи. – «Укрепим!», «Построим!» «Ударим!» - грозили другие. – «Раздавим!», «Уничтожим!» «Поганой метлой!» - вторили третьи. – «Кулаком!», «Саогом!»

обложка книги
обложка книги

В центре повествования – учитель Якоб Бах, он онемел после изнасилования жены, да и до этого происшествия много не говорил. Фигура Баха выписана на самом деле очень хорошо. Интересная деталь – говорить он мог только на уроках, в обычной жизни язык его как бы е слушался. Зато мир воспринимал через звуки. Он обладал уникальной способностью к сочинительству. Уникальной потому, что все, о чем писал, сбывалось.

Много интересных задумок и их воплощений. Например, то, как герой без связи с окружающим миром понимал время. «Он нашел выход – отмерять время ростом детей. Тела его девочки и мальчика были лучшим календарем. Преображение лиц, удлинение рук и ног и пальцев на руках (…) Этот прекрасный календарь не требовал записи- сам оставался в памяти». Последней же страницей такого летоисчисления он считал время, когда дети обгонят его в росте.

Одна из самых сильных сцен в романе – эпизод, когда Бах тонет, и на дне Волги видит мертвые тела, которые даже не разлагаются. «А сквозь все это – сквозь ткани, латы, костяные и деревянные доспехи, шинели, гимнастерки, бурки, папахи, сквозь тела и конечности (…) торчали стрелы, копья, темнели пулевые отверстия и ножевые порезы. Как скрепы, стежки или гвозди» И больше всего Баха беспокоит, что люди ничего не знают «о том, что эта река – сплошная жестокость (…) или, наоборот, истинное милосердие». Сцена и сильна, и слаба одновременно. Понятно, что одно из предвидений героя: ясно и то, что случилось с близкими, и то, ждет Поволжье в будущем. Но от того, как нарисована сцена, веет какой-то мистикой, как дань современной моде на мистическое. Куда как гармоничнее в романах вплетены были сны героев, что сон Николеньки в «Войне и мире», что сон Николки в «Белой гвардии». И тот, и другой – возможное будущее героев, страны, но вписаны они в канву произведений искуснее.

Идея – 8

Сюжет – 8

Герои – 10

Язык хороший, нетяжеловесный – 8

Оценка: 34/40.

Трудно сказать, какое чувство осталось после прочтения. Однако понятно, почему роман признан бестселлером.

Наверное, такой и должна быть литература – вызывать споры и неоднозначные оценки. Читайте – и составляйте собственное мнение.