Найти тему

О французском генерале русского происхождения

Как каждый бывший советский человек я отлично знаю кто такой Яков Свердлов. Для молодежи даю справку: второй человек в партии после Ленина, Председатель ВЦИК. Говоря современным языком: первый советский президент. По своей малограмотности я не слышал, чего он сделал хорошего, а про плохое слышал много. Но это совсем другая история, поскольку речь пойдет не о нем, а о его старшем брате - Зиновии.

Родились братья Свердловы в Нижнем Новгороде, в семье хозяина маленькой типографии Мойши Израилевича. В 1902 году в эту типографию зашел Максим Горький заказать визитные карточки. Хозяин обрадовался известному земляку, представил сыновей: Зиновия и Якова. Яков был юноша серьезный, учился в гимназии. Зиновий же - наоборот, еле осилил три класса местной школы. Зиновий и Горький сразу прониклись друг к другу чувством глубокой симпатии.

Пламенный поэт дела революции Горький быстро приобщил всю семью к этому самому делу. Мойша Израилевич бесплатно печатал листовки, а сыновья распространяли их по городу. Понятное дело, скоро их всех повязали. Но наказали нестрого. Горького выслали в Арзамас, с ним увязался и Зиновий. К Горькому часто приезжали столичные гости: Шаляпин, Чехов, а когда Алексей Максимович закончил пьесу "На дне", на прослушивание приехал Немирович-Данченко. Пьесу читали по ролям. Роль Васьки Пепла досталась Зиновию. Его прочтение роли произвело на Немировича-Данченко такое впечатление, что он стал настаивать отправить парня в Москву в школу-студию МХАТ.

Зиновий и сам загорелся этой идеей, но мешала пресловутая черта оседлости. Иудеям в столицах, как известно, жить было запрещено. Тогда Горький предложил Зиновия покрестить и сам вызвался быть крестным отцом. Так Зиновий Мойшевич Свердлов стал Зиновием Алексеевичем Пешковым. Отец его Мойша Израилевич, узнав об этом проклял сына страшным иудейским проклятием, согласно которому старший сын, предавший отца должен потерять правую руку.

Приехав в Москву, Зиновий отучился несколько месяцев в школе-студии и даже несколько раз выступил в эпизодических ролях на сцене МХАТа.

Тут как раз грянула русско-японская война. Да и срок призыва в армию у Зиновия подошел. По настоянию Горького Зиновий уезжает из России через Швецию в Канаду. Потом США. Оттуда в Новую Зеландию. Везде брался за любую черную работу, а еще учил языки: в Канаде - французский, в США - английский, а в конце своих скитаний - итальянский, на острове Капри, где с 1907 года поселился Горький. Кстати, к концу жизни Зиновий в совершенстве владел семью языками. До начала Первой Мировой войны Зиновий жил у Горького, был ему и секретарем и экономкой. Кроме старых друзей:Шаляпина, Чехова, Репина, к Алексею Максимовичу зачастили и революционеры: Ленин, Дзержинский, Богданов. Как не старались они обратить в свою веру Зиновия, тот большевиком так и не стал Всегда имел свое мнение. С началом Первой Мировой Зиновий рвется на войну. Горький отговаривает, но все напрасно. Поскольку с Капри уже нельзя было попасть в Россию, Зиновий едет во Францию и становится первым иностранным волонтером во французской армии. Правда, в самой армии он служить не может, не являясь гражданином, поэтому его зачисляют в Иностранный Легион.

Зиновий сражался на Марне.Получил лычки капрала и заслужил Военный крест с пальмовой ветвью.

В битве при Аррасе пулеметной очередью ему почти оторвало руку. Он самостоятельно дошел до железной дороги и остановил санитарный поезд. Ему сказали, что не возьмут, нет мест. Зиновий достал револьвер и сказал:"Сейчас сам найду." Тогда взяли.

В парижском госпитале руку ему ампутировали, была сильная гангрена. Там же он познакомился с молодым лейтенантом по имени Шарль де Голь, дружбу с которым он пронесет через всю жизнь. Кстати, отец его, Мойша Израилевич, узнав про руку, возрадовался, ибо проклятие в точности сбылось.

Поскольку Зиновий пролил кровь за Францию и был награжден, ему было предоставлено французское гражданство. Он стал инвалидом, но зато знал языки, поэтому получил назначение на военно-дипломатическую службу, говорят, по протекции аристократа де Голя.

-2

Первым его заданием было склонить правительство Италии вступить в войну. Зиновий отправляется в Италию, заводит знакомства в высшем свете, бывает на светских приемах. Он всегда имел успех у женщин. Поразительно, чем завораживал их этот малорослый еврей, не красавец, да еще инвалид. По нему сохли и горничные и светские дамы. Злые языки утверждают, что Зиновий соблазнил итальянскую королеву, но сам он всегда был деликатен по отношении к женщинам, а свечку, как говорится, никто не держал. Итогом его усилий стало вступление Италии в войну в мае 1915 года. Затем Зиновия отправляют в США официально в качестве переводчика, Цель миссии таже - убедить Правительство США выступить на стороне Антанты. Детали этой миссии не раскрыты до сих пор. Известно только, что по возвращении во Францию, Зиновия получает Орден Почетного Легиона, а Америка вступает в войну. Французский дипломат и писатель Франсис Хюре писал: «Можно сказать, что Пешков ускорил вступление в войну США, повлиял на то, что Штаты выступили в войне на нашей стороне».

В том же году в звании дипломатического сотрудника третьего класса Зиновий едет в Россию в качестве представителя Франции при военном министре России Александре Керенском. В те годы Франция вела в России собственную внешнеполитическую игру, одновременно ставя и на большевиков, и на монархистов. Французское правительство понимало, что кто бы ни победил в этой схватке, в обоих лагерях есть люди, с которыми Франция сможет сотрудничать в будущем.

В 1918 году руководство Антанты даёт Пешкову задание лично вручить адмиралу Колчаку акт о признании его верховным правителем России. Как политик Колчак никогда не был самостоятельной фигурой, и задача Пешкова состояла в том, чтобы курировать его политическую деятельность. Таким образом, в России сложилась курьёзная ситуация – в красной Москве тогда исключительно важную – вторую после Ленина – роль играет Яков Свердлов, а в белом Омске в качестве влиятельнейшего советника пребывает его родной брат Зиновий.

Оба брата старались скрыть своё родство, и, по свидетельству очевидцев, однажды встретившись на переговорах, даже не подали друг другу руки.

Потом служил во французской военной миссии у генерала Врангеля в Крыму, помогал эвакуировать России белых офицеров и членов их семей. Лично усадил на французское судно князей Оболенских, будущих героев Французского Сопротивления, а сам покинул Россию одним из последних, подобно капитану тонущего судна.

В 1922 году Пешков пишет рапорт за рапортом с просьбой вновь отправить его в войска и наконец получает назначение в Иностранный Легион в Марокко на, так называемую, Рифскую войну. Война эта отличалась невероятной жестокостью. Если легионер попадал в плен, у него сначала отрезали, что можно было отрезать, вспарывали живот, и только потом убивали. Французы платили тем же. Зачищали деревни до последнего человека, применяли бомбардировщики и химическое оружие. Зиновий писал, что под его началом служит около сорока русских, в основном казаков. И если он идет в разведку или на особо опасное дело, берет с собой только русских. Кстати в числе этих русских легионеров был и будущий министр обороны СССР Родион Малиновский.

В июне 1925 года, после ранения в левую ногу, однорукий Зиновий шутил, что «так было нужно для симметрии». У легионеров он получил забавное прозвище - "Красный пингвин".

В 1937-м Зиновий вновь возвращается в Марокко. А 3 сентября 1939 года Франция объявляет войну Германии и 22 июня 1940-го капитулирует.

Пешков не признал капитуляцию Франции, был арестован и приговорён военным трибуналом к смертной казни. В ночь перед расстрелом уговорил сочувствующего часового принять в дар золотые часы с гравировкой «Сыну Зине Пешкову от отца Максима Горького», в обмен на… гранату. Когда его вывели из камеры, Зиновий, выдернув чеку зубами и прижав гранату к груди, потребовал предоставить ему самолёт для полёта в Гибралтар. Находясь в тесных объятиях со своим заложником, Зиновий отправился на аэродром, где, продолжая угрожать гранатой, заставил пилота готового к вылету самолёта взять курс на Гибралтар, где в то время находился генерал де Голль и «правительство в изгнании» — Комитет национального спасения.

Де Голь встретил Зиновия словами:"Наконец-то к нам прибыл настоящий боевой французский офицер". Комитету национального спасения остро не хватает оружия и Зиновий первым делом начинает его искать по всему миру. Согласились продать только южно-африканские буры.

-3

В 1943 году Зиновию Пешкову было присвоено звание генерала, а ещё через год он получил статус посла. В апреле 1944 года Пешков отправился в Китай, где наладил контакты с Чан Кайши в качестве представителя Французского комитета национального освобождения. В 1946 году Пешков был назначен представителем Франции в Японии, где ему удалось восстановить партнёрские отношения между двумя странами. Современные французские политики и историки высоко оценивают деятельность Пешкова по налаживанию отношений между Францией и ключевыми государствами Дальнего Востока, но отчёты о его работе до сих пор находятся под грифом «секретно». В Японии французский генерал и дипломат пробыл до 1950 года, после чего вернулся во Францию (как тогда казалось, уже навсегда), получив при выходе в отставку Большой крест Почётного легиона. Он поселился в двухкомнатной квартирке в центре Парижа и начал привыкать к размеренной жизни. Ходил в русскую церковь, не пропускал ни одних гастролей русского балета. писал мемуары.

Но вдруг оказался снова востребован. 1964 году отправился со специальным поручением в Китай, где вручил лично в руки Мао Цзэдуна решение Франции о признании КНР. В первой половине 60-х годов Франция теряла колонии, отношения со странами «третьего мира» накалялись, и де Голль был вынужден признать маоистский Китай. Де Голль решил, что единственный человек из всего дипломатического корпуса Франции, кто в силах провести подобную встречу, – это Зиновий Пешков, и не ошибся.

Это последнее, что Зиновий успел сделать для Франции, сказывался возраст. Перед самой смертью он деловито собрал чемодан, вызвал такси и поехал в тот самый госпиталь, где полвека назад ему ампутировали руку. Очень обрадовался, когда узнал, что сестра в приемном покое тоже из Нижнего Новгорода, а палатная сестра тоже русская.

-4

Зиновий Пешков умер в Париже в 1966 году и упокоился на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. По его просьбе на могиле была высечена краткая надпись: «Зиновий Пешков, легионер». Похороны нижегородца, дослужившегося во Франции до звания генерала, Командора Ордена Почетного Легиона, стали одной из самых пышных и торжественных траурных церемоний за всю послевоенную историю Франции. В гроб, по его завещанию, положили православную иконку, его первую солдатскую медаль, Железный крест ордена Почетного легиона — самую высокую награду Франции – и портрет писателя Максима Горького. Не правда ли, странный набор для того, кто в детстве был бедным еврейским мальчиком? Его прах покоится у ног легендарных Вики и Николая Оболенских, русских героев французского Сопротивления.

«В день похорон в Париж приехала советская делегация, но весь город был увешан российскими триколорами. Если бы он знал об этом, он бы рассмеялся» – вспоминала Эдмонда Шарль-Ру, его последняя жена, по возрасту годившаяся ему во внучки.

Мало кто в России сможет ответить на вопрос, кто такой Зиновий Пешков, во Франции же его помнят до сих пор. Вспоминает российский писатель и журналист Виталий Вульф: «Я искал этот дом, и две француженки подошли и сказали: «Вы, наверное, ищете дом, где жил Зиновий Пешков? Вот, вы правильно стоите – он напротив». Я был поражён, потому что я ни у кого ничего не спрашивал.

Хочу закончить словами режисера Эльдара Рязанова: "Какой там Дюма! Какой Эдмон Дантес? Посмотрите на приключения Пешкова. Причем ясно, что это все было на самом деле, а ведь ситуации просто невероятные"