В предыдущей части я начал рассказ о недавней двухдневной поездке выходного дня из Новосибирска. Мы побывали в Тогучинском и Маслянинском районах, пересекли Салаирский кряж и остановились на ночёвку в живописном месте на берегу реки Суенга.
Для тех, кому лень читать начало, вот три фотографии с места ночёвки, но в предыдущей части их значительно больше.
На следующий день мы отправились в сторону Пещерского водопада, который находится в Залесовском районе Алтайского края. От места нашей ночёвки попасть туда можно двумя путями: или сделав большой крюк по асфальту - более 200 км, или более короткой дорогой - 85-90 км из которых половина - гравийные и грунтовые дороги. Более короткий путь ещё и более интересный, правда 10 километров грунтовки на границе Новосибирской области и Алтайского края в дождливую погоду могут создать определённые проблемы.
Итак, едем до Маслянино и в центре посёлка сворачиваем на дорогу, ведущую в сторону села Елбань. До самой Елбани нам ехать не надо, мы свернём несколько раньше, за селом Малая Томка.
Недалеко от Малой Томки есть интересное место с названием Перебор. Когда-то так называлась деревня около брода ("перебора") через Бердь (официально упразднена в 2010 году, но исчезла значительно раньше). В деревне была крупнейшая в районе мельница, а в 50-е годы прошлого века тут построили плотину и Маслянинскую ГЭС мощностью 600 кВт. Когда в 70-е годы район подключили к единой энергосистеме, потребность в ГЭС отпала, но старая плотина стоит до сих пор. В 2019 году плотину осматривала комиссия от областной администрации на предмет восстановления и использования для регулирования паводков.
Название Перебор возникло, видимо, от слова перебираться - т.е. рядом была переправа, брод. Или же от старого значения слова перебор - перекат, что также не исключает наличия переправы в этом месте.
Подъехать прямо к плотине не получится - дорога упирается в ворота базы под названием (кто бы мог подумать :) ) "Перебор". База, хоть и прекратила работу ещё год назад (а может и раньше), но не заброшена и охрана имеется. В былые времена база славилась персоналом, не очень дружелюбным к праздношатающимся туристам, да и сейчас в ворота нас ожидаемо не пустили, даже пешком: "частная территория". Правда показали куда нам идти. Нет, не туда, куда обычно посылают :), а указали на тропу вдоль берега и ориентир в виде кирпичного здания около плотины (саму плотину от ворот не видно).
Спускаемся по плохенькой дорожке к берегу. При желании по ней можно проехать и даже есть пара-тройка мест, где можно припарковаться и развернуться. У берега дорога раздваивается - одна уходит в реку (видимо, здесь и был (есть) брод), другая идет вдоль берега и метров через 50 заканчивается тупиком. Дальше идёт тропа, которая почти сразу лезет на обрыв. Проходим по прижиму шириной менее полуметра между обрывом в реку и ветхим деревянным забором "частной территории". И... тропа ныряет в дыру в заборе и мы оказываемся на той самой территории метрах в ста от ворот и нас от будки охраны как будто бы не видно :). Ещё метров 100 и мы у плотины.
...
Плотина бывшей Маслянинской ГЭС.
Бердь около плотины.
Остатки гидроагрегата.
Фотографии плотины и остатка турбины 10-летней давности можно увидеть в статье Неалтайские зарисовки из путешествий на Алтай. Часть 2. С тех пор произошли некоторые изменения (кое-что исчезло).
А мы едем дальше. Сразу за селом Малая Томка сворачиваем направо на Дресвянку. В Дресвянке за автобусной остановкой малозаметный поворот налево - это дорога на Гуниху. Точнее, заметный он вполне, а не "мало", но дорога выглядит так, что не сразу понимаешь, что нам надо как раз туда. Переезжаем небольшой брод и через несколько километров лесной дороги попадаем в Алтайский край.
На границе Новосибирской области и Алтайского края.
Весна в этом году была ранней и огоньковых полей, которые здесь бывают в начале июня уже нет.
Обычно в это время окружающие пейзажи выглядят так:
После Гунихи нас накрыл хороший ливень с грозой и градом. Хорошо, что мы успели проскочить грунтовку на границе НСО и Края.
Подъезжаем к базе у Пещерского водопада и ещё около получаса ждём, пока закончится дождь. Движение здесь оживлённое - на обочине стоит более десятка машин и постоянно кто-то выезжает с базы или заезжает на неё.
Дождь заканчивается и мы через территорию базы идём к водопаду. Народу много, я бы сказал очень много. Несмотря на огромное количество людей, на палаточных стоянках места ещё есть и это при том, что около половины стоянок с беседками обтянуты лентой, чтобы не занимали (социальная дистанция, мать её... или его... в смысле вируса). В общем, в шахматном порядке доступные стоянки расположены. Как там дела в домиках не знаю, но со времени моего последнего посещения их количество заметно увеличилось, база хорошо так разрослась.
Описанное в статье происходит через 5 дней после официального открытия турбаз в Алтайском крае после двухмесячного карантина по короновирусу.
Я ожидал, что под водопадом будет людей как селёдок в бочке, но дождь сделал своё дело и мне удалось снять несколько кадров без людей вообще.
Потом в кадре появился одинокий купальщик...
... а через минуту уже было вот так:
Ещё пара более художественных летних фотографий водопада и пара зимних есть в конце статьи
Неалтайские зарисовки из путешествий на Алтай. Часть 1.
Водопад выглядит вполне естественно, но имеет рукотворное происхождение. После выработки карьера по добыче строительного камня, взрывами была перекрыта река Пещерка, а сток из образовавшегося водохранилища направлен на скалу правого берега.
...
Река Пещерка ниже водопада.
Село и реку (а, соответственно и водопад) называют как Пещерка, так и Пещёрка, через Ё. Но вообще-то в скале левого берега имеется небольшая пещЕра.
А вот и сама пещерка.
....
Пещерский пруд.
Вид с вершины водопада.
На вершине водопада.
Ну, а дальше было 250 километров дороги домой. Сначала по трассе "Алтай-Кузбасс", а затем по дороге Барнаул-Новосибирск.
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках
Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора