Статья о том, как читать с максимальной пользой получая при этом удовольствие.
Перемещаясь взглядом по закодированной вербальной информации желательно понимать для чего это делаешь.
Смысл деятельности лежит за ее пределами.
Читая художественную литературу мы, как правило, отдаемся процессу. Тем более, если книга уже знакома.
Погружаемся в сюжет, сопереживаем, улыбаемся, хмуримся и дуемся вместе с персонажами. Закрываем книгу и с новыми силами шагаем в реальность или продолжаем плавание в царстве Морфея.
Но даже в этом случае мы приобретаем нечто выходящее за границы переплета. Начиная с обогащения лексикона, заканчивая радостью общения с близкими по интересам людьми.
Другое дело, когда речь идет о конкретной цели.
В этом случае не обойтись без последовательности мыслительных операций и внешних действий направленных на достижение результата, другими словами - стратегии. Точнее обойтись можно, но коэффициент полезного действия будет ниже.
Пример стратегии чтения по шагам:
1. Ответьте на вопрос: зачем читать текст?
Беглое ознакомление, пересказ, кратковременное запоминание, осмысление, приобретение необходимых знаний, поиск нужной информации;
2. Определите результат чтения.
Способность передать смысл прочитанного, ключевую мысль, пересказать приближенно к тексту и т.д.;
3. Прочитайте название/содержание (при наличии).
Представьте примерное содержание текста.
Повторите название текста несколько раз;
4. Начните чтение, последовательно перемещаясь глазами по тексту с необходимой для усвоения скоростью без возвратов и перечитывания;
5. В процессе чтения мысленно выделяйте ключевые слова и фразы. Маркируйте их в тексте либо на отдельном носителе;
6. Заканчивая каждый смысловой блок (абзац, параграф, главу) формулируйте ключевую мысль своими словами;
7. При обнаружении непонятных терминов, словосочетаний, смысловых конструкций:
- Используйте дополнительные источники информации (глоссарий, словарь и т.д.);
- Создайте внутреннюю репрезентацию мысли, идеи в виде образа;
- Перечитайте непонятный фрагмент текста с меньшей скоростью.
8. Резюмируйте прочитанное, представляя ключевой образ каждой отдельной идеи;
9. Мысленно проверьте себя на усвоение логики повествования пересказав содержание разным категориям слушателей;
10. Ответьте на вопросы по тексту (при наличии).
Проверьте способность подтвердить свой ответ фрагментами текста. При необходимости вернитесь к нужному фрагменту и повторите пункты 4-9;
11. Составьте майнд-карту (конспект);
12. Поблагодарите себя за проделанную работу. Уберите книгу на прежнее место.
Это моя первая статья и я буду чрезвычайно благодарен за обратную связь. Что понравилось? Что можно улучшить?
Делитесь своими методиками работы с печатным словом в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Прикладного вам чтения!
P.S.
Романы в карманы
В рюкзак науч. поп
На полки учебников горы из стоп
В дорогу - Толстого
В поход - Керуак
В машине лежит Виктор Франкл и Чак
В майнд-картах Адизес
На остров - Дюма
Для сна Туве Янссон зайдет на Ура!
Забит каждый бит на моем PocketBook
В нем письма Сенеки и Курт Воннегут
И место найду. Его есть у меня!
Для профессора даже Чиксентмихайя.