Найти тему
СергиевГрад

"Девятая ель", запрещенная повесть Пришвина, часть третья

Предыдущая вторая часть

---

... творчеству Майорова: злоба его в стихах была потому, что стихи должны были у него непременно кого-нибудь обличать, а проза как более нетребовательная форма предназначалась собственно для изображения действительной жизни.

- Вам надо прозой писать, - сказал я, передавая автору зеленую тетрадку. Он не понял меня или не расслышал. Я громче, - он не понимает. Кричу на все общежитие, считая его глухим; продолжаю учить его, рассказывать. Через час, когда я охрип от крика, мы вышли из дома на большой двор, окруженный монастырской оградой. Тут было - как и в стародавние времена. На огромном монастырском дворе с дорожками, обсаженными деревьями, среди тяжелых кирпичных корпусов вгнездилась старинная деревянная церковь, перенесенная сюда из какого-то села как предмет старины. Над папертью этой интересной маленькой церкви была надпись: «№ 4-й. Клуб глухонемых». Над открытыми дверьми другой церкви было написано: «Смычка» 1 (снимок 2), и над этой «смычкой» - сохранившаяся каким-то чудом фреска богородицы с младенцем на руках. Множество разных людей входило в церковь и выносило из кооператива разные товары. Среди них бросилась в глаза маленькая слепая мать со зрячим ребенком на руках.

- Вот слепая мадонна, - сказал я тихо, почти про себя.

- Этих,- отвечал мне Алексей Иваныч, - сколько хотите. Мадонны эти у нас так и валят, так и валят!

Я остановился, пораженный не тем, конечно, что в Каляевке мадонны рожают, а что глухой Майоров услыхал мои тихие слова. Я спросил еще тише о фреске богородицы над «смычкой», каким образом одно с другим ужилось, и, когда Алексей Иваныч на шопот мой ответил, я понял, что целый час кричал по-пустому: Алексей Иваныч слышал не хуже меня. Рассказываю об этом глуповатом своем положении только к тому, что Каляевка, может быть, и вся такая: с виду глухая, слепая и всякая, а про себя не хуже всех нас все понимает. Мы стали с Майоровым тихонько разговаривать: ежегодно богородицу замазывают, но современные краски в один месяц выгорают, и старые снова показываются. На одной башне недоступный уцелел архангел с трубой, пули не причинили ему вреда - от них светились только дырочки; сам же архангел грациозно зашвырнул одну босоножку как ни в чем не бывало, бежал и, трубя, скликал Страшный суд.

Сделав фотографический снимок с архангела, трубящего со стены над лесами, я вздумал снять «смычку» с богородицей. Не хватало для оживления картинки переднего плана.

1 «Смычками» в Сергиеве называются все кооперативные лавки.

- Нет ли у вас типов каких-нибудь? - спросил я Майорова,

- Есть, - ответил он,- такой тип: Карл Маркс.

И, схватив рукой за полу первого прохожего, спросил его:

- Скажи, Махно, где теперь Маркс?

- Карл Маркс? - переспросил Махно и, вдруг завидев кого-то вдали, крикнул ему:

- Деникин, пошли сюда Карла Маркса!

Карл Маркс. Девятая ель.
Карл Маркс. Девятая ель.

Вскоре показался седой человек, издали очень похожий на Маркса. Я уже знал, что Марксами (снимок 3) вообще зовут не за сходство,а только за солидность и, главное, за бороду,- не раз про себя самого это слышал. Тем более порадовало меня в приближавшемся старике его действительное сходство с Марксом. Когда он подошел на шесть метров, я навел аппарат, и тогда вдруг бородатый старик быстро повернулся ко мне задом, скинул пиджак, закрыл им себе голову, сделал мне мефистофельский жест и быстро удалился.

- Мы все тут немного поврежденные, - сказал Майоров и побежал вслед за Марксом.

Вскоре он вернулся, и все об’яснилось. Когда я наводил аппарат,сзади меня стоял Махно (снимок 4), злейший враг Карла Маркса. Непосвященному в фотографское дело представилось, будто находящийся сзади меня его враг может попасть вместе с ним на один снимок.

Махно. Девятая ель.
Махно. Девятая ель.

Вот почему он врагу своему Махно, а никак не мне, сделал мефистофельский жест. Узнав все это, я сказал:

- Вы бы уговорили.

- Стоит ли?.. - заколебался Майоров. - Ведь у него только обличье марксово, а так... я бы сказал вам, кто он, да как-то неловко.

Я стал упрашивать, но Майоров опять притворился глухим. Мы вышли из Каляевки, спустились к пруду. Из воды торчали сваи, покрытые зеленой травой и цветами. Мой поэт вдохновился и прочитал мне стихотворение.

Попы нам врали без стыда,

И мы им верили тогда.

А ныне заросла тропа,

И мостик сломан на пруде -

Одни столбы стоят в воде.

Девятая ель
Девятая ель

Похвалив стихотворение, я затем воспользовался добрым расположением поэта и попросил его тут, без свидетелей, сказать мне то неловкое о Марксе, о чем он не решался поведать мне в стенах колонии.

- Ну, ладно! - ответил Майоров.

И прошептал мне на ухо:

- Зюзюка.

Что это значило, я только после узнал, когда познакомился глубже с Каляевкой.

Люди тут разделялись на два класса: достойные назывались сознательными, все же остальные были зюзюки.

---

Продолжение - скоро выложу. Но, уважаемые читатели, вы уж пишите комментарии, лайкайте, делайте перепосты. А то дзен меня за такие материалы пессимизирует. Вроде как никому это неинтересно, а всем интересно читать про колбасу в Магните.

Так что подписывайтесь, скоро будет продолжение.

Вот оно - часть четвертая

-----------------------------

#черниговский скит #каляевка #цензура в ссср #преступность в россии #русская проза #девятая ель