Фотографирование, селфи медленно подчиняет себе человека. Жизнь многих начинает выстраиваться вокруг объектива фотокамеры, с пошаговой фотофиксацией ежедневных механических действий индивидуума. В любой понятной и непонятной ситуации мозг автоматически ищет место для совершения ритуального фото. Извилины мозга неустанно трудятся в поисках тем для селфи. Многие обыватели двинулись дальше в этом безумии и воссоздают антуражные съёмки, тщательно подбирая предметы интерьера, одежды. Несколько часов над их лицами и телами пыхтят визажисты и парикмахеры. И в итоге вся эта вакханалия всё равно может закончиться ретушью или обработкой снимков. Фотографии в социальных сетях являются индикатором современного тщеславия.
Клинический психолог Барт Росси так характеризует эту модную тенденцию: «В настоящее время слишком много людей заинтересованы в том, чтобы заявить о своей внешности и фигуре в интернет-пространстве. Избыток однотипных селфи указывает на поверхностность интересов и знаний. Поскольку люди делятся фотографиями сразу на нескольких платформах социальных сетей, окружающие оценивают их личность куда глубже, чем они могут себе представить. Фотографии способны являться подтверждением наличия у человека значительных внутренних проблем, и идти в разрез с тем, что он планировал продемонстрировать окружающим».
В тот момент, когда фотографии попадают в социальные сети – они перестают быть личными и становятся общественными.
Не все селфи одинаково полезны…
Иногда начинает стираться грань между тем, что является нормой, а что плавно переходит в отклонение от стандарта.
Вполне возможно, что некоторые люди могут не осознавать кощунственность своих действий, их необходимо просить удалить те фотографии, которые оскорбляют ваши чувства.
Мемориал Холокоста в Берлине, Музей Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша) ежегодно подвергаются наплыву самовлюбленных нарциссических людей поколения селфи, не осознающих насколько неуважительно они относятся к памятным местам.
На этих фотографиях молодежь сконцентрирована исключительно на себе, на красивых позах, танцующими на мемориальных плитах.
Сотрудники музея в Освенциме пишут посты в Твиттере и Инстаграм с просьбами об уважении памятных мест, и просят посетителей прекратить делать шутливые селфи на железнодорожных путях, ведущих в здание. Это те же самые пути, которые перевозили поезда с заключенными во время Второй мировой.
Когда приходите в @AuschwitzMuseum помните, что находитесь на территории, где было уничтожено более 1 миллиона человек. Уважайте их память", – гласит надпись в Твиттере.
В эпоху, когда социальные сети так распространены, мемориалы Холокоста сталкиваются с проблемой, что люди приходят туда не только отдать дань памяти павшим, но и сделать при этом множество фотографий. Хотя эта дискуссия не нова, но она всё равно будет продолжаться и продолжаться, поскольку сайты социальных сетей становятся все более интегрированными в жизнь современной молодежи, а события Холокоста всё дальше и дальше уходят в прошлое. Границы между приемлемыми и неприемлемыми фотографиями становятся подвижными.
Социальные сети важны и для музея, который регулярно публикует фотографии в своем аккаунте Instagram, многие из которых сделаны потрясёнными посетителями.
Сотрудники музея замечают, как меняется отношение к мемориальным местам Холокоста, особенно по мере того, как остается всё меньше и меньше людей того поколения, которое пережило ужасы военного времени.
Мемориал памяти погибшим евреям Европы состоит из 27 111 цементных плит разной высоты.
Его неровные бетонные полы и обширные просторы дают посетителям ощущение потери себя внутри большого лабиринта.
Абстрактный дизайн плит вызывает многочисленные споры о том, как посетители должны взаимодействовать с ними.
Многие посетители предпочитают загорать на камнях, использовать их в качестве места для пикника, перепрыгивать с плиты на плиту.
Также с июля 2016 года посетителям категорически запрещено играть в Pokemon Go на территории лагеря Освенцим.