Найти тему
Сотенный голова

Как римский папа сделал Москву третьим Римом

Давеча наткнулся на целый ряд статей, обещающих приоткрыть завесу тайны о том, почему же Москва – Третий Рим и кто все это придумал. Но, как правило, гора завязки рожала мышь википедийного формата. Снова все сводилось к обоснованию имперских амбиций ненасытных русских правителей, теории монаха Филофея, притянутое за уши Сказание о князьях владимирских и прочее. Что же, было и такое. В конце концов, не одним же папам римским и франкским королям придумывать подложные документы вроде Вено Константина чтобы обосновать свои притязания на господство.

Вот только никакой не Филофей и даже не Иван III впервые выдвинули эту максиму. Ее Москве подкинули западные «друзья», римский понтифик и венецианцы. Разумеется, сделали они это не из уважения и любви к Русскому государству, а чтобы втянуть его в свою политику и наиболее выгодно использовать. Когда же стало ясно, что Московия под чужую дудку плясать не собирается, Третий Рим вновь стал ордой варваров и пьяниц. Началось информационное противостояние, которое длится по сей день и мало в чем меняется.

Из данника в акторы мировой политики

Итак, за что еще даже не царство, а Великое княжество Московское иностранцы на свою голову провозгласили таким громким титулом? Не секрет, что во второй половине XV столетия Московия вышла из непроглядной, как ночь, тени Золотой Орды (точнее, ее приемника, Большой Орды). Во-первых, Иван III постепенно покоряет почти все русские земли, не входившие в состав Великого княжества Литовского, и становится первым Государем всея Руси. Великий князь сосредотачивает в своих руках серьезные силы – массу княжеских дворов и боярских корпораций.

Перефразируя поговорку, порядок внутри – порядок на международной арене. Москва начинает отторгать от Литвы потерянные южнорусские земли – сначала Верховские княжества, а в начале XVI века и вовсе захватывает Брянск, Чернигов и Новгород Северский (почти треть ВКЛ). Еще одним внешнеполитическим успехом стало взятие в 1487 году Казани, когда

«Иван Васильевич царя Махмед Эминя из своей руки посадил на царство…».

Кстати, установление московского протектората над ханством сильно воодушевило венецианцев как перспектива более безопасного торгового пути на Восток, в обход турок.

А незадолго до этого, в 1480 году, Москва окончательно освободилась от татарского ига после знаменитого Стояния на реке Угре. Так что 11 ноября (дата завершения Стояния) мы вполне могли бы праздновать свой День независимости.

-2

В общем, Московия начинает расти и набирать вес, точно на стероидах. И на Западе сразу же находятся желающие воспользоваться ее окрепшей мускулатурой в своих военных целях.

Палеологовский козырь

Как нетрудно догадаться, речь о попытках втянуть Русское государство в антитурецкую коалицию. Ведь Оттоманская порта становится главной грозой всего христианского мира. В 1453 году турки наконец захватывают Константинополь, жалкие остатки Византии перестают существовать и включаются в новую Османскую империю. Таким образом, турецкие сабли перерубили значительную часть итальянских торговых путей. Над Венгрией и Молдавией также нависла угроза потери независимости. Второй Рим уже захвачен, до прямого столкновения с третьим оставалось чуть более столетия, а пока идеей фикс османских султанов становится первый вечный город – духовный центр всех христиан. Правители Ватикана, Священной Римской империи, Венеции, Генуи активно ищут сильных союзников для борьбы с турецкой угрозой.

-3

И вот вместо разрозненных небольших княжеств, да еще и политически несамостоятельных, в Восточной Европе, точно на дрожжах, вырастает сильное монолитное государство. Сам Господь велит втянуть его в свою игру. Наверняка что-то подобное крутилось в хитрой голове римского папы, когда он решил женить рано овдовевшего Ивана III на племяннице погибшего во время штурма Константинополя последнего византийского императора Софье Палеолог. После смерти своего отца, морейского деспота Фомы, девушка находилась под опекой папского двора как припрятанный в рукаве козырь.

Голубушка, как хороша…

Хотя выдать замуж бесприданницу, пусть даже из рода Палеологов, оказалось непросто. Наконец крупная рыба клюнула. Папские послы расхвалили Ивану III и знатность невесты, и ее истовое нежелание отказываться от православной веры. Чтобы набить цену, «случайно» обмолвились, якобы девушка уже отказала самому королю Франции. В итоге после трех лет переговоров в 1471 году Софья отправляется в Москву и становится новой великой княгиней. При этом посольства сватов и сама поезда Софьи оплачивались папой из средств, выделенных именно на борьбу с турками. С тех пор начинается постоянный обмен посольствами между ВКМ и итальянскими государствами.

И вот мы подошли к первому выдвижению максимы «Москва – третий Рим», зафиксированному в историческом источнике. Это письмо венецианского Сената Ивану III от 1473 года, в котором венецианцы просят освободить их посла Тривизиано, взятого под стражу в Москве. Посол собирался отбыть в гости не к кому-нибудь, а к хану Большой Орды Ахмату, и этого немного недопоняли при московском дворе. В письме разъясняется, что Тривизиано вовсе не планировал натравить татар на Великое княжество Московское. Совсем наоборот, он собирался склонить хана совершить поход в Валахию

«в целях подавления общего врага всех христиан, захватчика Восточной империи, которая – в случае, если не будет наследников мужского пола – по праву принадлежала бы его высочеству (Ивану III) через его светлейший брак».

Письмо это давно опубликовано, легко его найти и в сети. По приторности тона оно походит на обращение вороны к лисице из известной басни Крылова.

Что же, идея Третьего Рима Ивану III понравилась, и он, выражаясь современным языком, подхватил этот хайп. Однако понял его по-своему, решив: а чем, собственно, Москва хуже Константинополя? Лезть в пекло против Турции как мудрый правитель он не стал, зато начал операцию по превращению великого княжества в империю, окончательно оформившуюся уже при Иване Грозном. Именно при нем, задолго до Петра I. Ведь «царь» - это тот же император, только на греческий манер (от греч. «кесарь»). Вот тогда-то постепенно и начинается идеологическое обоснование имперской идеи изнутри, о чем так много всего сказано и понаписано.

-4

«Евроньюс» XVI века

Вскоре все это напрямую выльется в информационное противостояние, длящееся до сих пор. К концу XV столетия западные авторы (путешественники, послы, миссионеры) выпустили около полутора десятка сочинений о Русском государстве. Все подмечали дикие холода, леса, роскошные меха, невероятную красоту женщин и мужчин. Этакая заснеженная экзотика. Да, «вообще это народ грубый», как пишет Амброджо Контарини в своем «Путешествии в Персию», но сильный и добродетельный, с большим потенциалом. В это время в Русское государство буквально караванами отправляются итальянские и прочие специалисты – оружейники, архитекторы и другие, чтобы поступить на службу к Ивану III.

Однако при Василии III тогдашние «Евроньюс» настраиваются на совсем другую волну. В свет выходит «замечательный» трактат «О двух Сарматиях» польского ученого Меховского. В частности, там описывается, как русские знатные люди весь день пьют и

«жрут до рвоты, до потери рассудка и чувства, когда уже не могут отличить голову от зада».

Епископ Гнездинский Ян Лаский читает на Латеранском соборе доклад «О заблуждении религии рутенов». Русские, говорил он, ненавидят католиков, отправляют языческие ритуалы и крестят младенцев в ледяных ручьях, считая, что их забирают ангелы, если детей уносит вода. Также во многих сочинениях говорится о космических 300 и даже 500-тысячных ратях великого князя в целях выставить Московию несметной ордой дикарей.

Нетрудно догадаться, кто выступал основным поставщиком такой достоверной информации на Запад. Разумеется, это Польско-Литовское государство, которое проигрывало в борьбе с Москвой. Особенно польские «ученые-русисты» активизировались после возвращения Василием III Cмоленска.

Эти лживые удобрения проливались на благодатную европейскую почву, так как всем уже стало ясно, что Русское государство не собирается вступать в антиосманскую коалицию и принимать церковную унию. Польские помои выдавались за чистую монету. Даже относительно адекватные с точки зрения событий «Записки о Московии» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна полны нелицеприятных оценочных суждений. Повторюсь, с тех пор изменилось немногое, разве что религиозная риторика потеряла актуальность, и теперь западным «друзьям» нужны другие формальные поводы для нападок.

Литература и источники

Полное собрание русских летописей, Т.8: Воскресенская летопись. – М. 2000

Документы венецианского сената. Письмо великому князю московскому Ивану III от венецианского сената, 20 ноября, 1473 года.

Амброджо Контарини. Путешествие в Персию // Государи всея Руси: Иван III, Василий III. Первые публикации иностранцев о Русском государстве. М. 2017

Мацей Меховский. Трактат о двух Сарматиях

Скрынников Р.Г. Василий III. Иван Грозный. М. АСТ. 2008

Филюшкин А.И., Василий III / серия ЖЗЛ // М. Молодая гвардия, 2010