ПЕРИПЕТИИ КОМАНД БАШКИРИИ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ И ВСЕСОЮЗНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ.
Наступило лето 1970 года. Мы усиленно готовились к соревнованиям на Селигре. Общефизическую и беговую нагрузку с ускорениями, рваным темпом и марафонскими дистанциями до 20-25 км ребята спокойно выдерживали. Для контроля над их состоянием всегда первым бежал я сам. Этим я не только регулировал темп бега, но и постоянно контролировал через себя нагрузку ребят. Для меня каждодневное занятия бегом было в удовольствие т.к. я начал заниматься им, начиная с 13 лет и продолжал вплоть до пенсии.
Скидок ребятам я не давал, да и они к ним за 6 лет занятий у меня уже привыкли и практически в них не нуждались.
Родители моих подопечных полностью во всем мне доверяли и чем могли, помогали. Месячная беговая нагрузка команды составляла от 220 до 350 км. Кроме того они научились чувствовать и контролировать свое беговое время. Умели пользоваться туристскими приемами прохождения крутых склонов, зарослей кустарников, преодоление лесных завалов. У всех была прекрасная «вестибулярка». Одним словом я, как турист имеющий опыт участия и руководства в горных, пешеходных и водных походах старался использовать и привить ребятам технику безопасности при прохождении дистанций при ориентировании на местности.
Каюсь, однажды Роберт Ахметшин из «Гидравлики» попросил меня помочь их команде и выступить за их клуб одной из моих команд. У нас состоялся торг. Я выставляю одну из моих команд, но предупреждаю, что она займет лишь 3 место, а другие выступающие за «Гастелло» будут первыми и вторыми. Но он взамен на это будет должен изготовить комплект туристских ведер. Все случилось так, как и договорились – с 1969 года этот комплект ведер по сей день верой и правдой служит нам в походах.
Тот 1970 год для команды был благосклонным. Мы выиграли все, что только было возможно и в ориентировании и в туристских конкурсах и соревнованиях. Задача, которую мы поставили себе – стать чемпионами СССР по спортивному ориентированию среди школьников, проводимых на озере Селигер.
Многие организационные вопросы касающиеся туризма и спортивного ориентирования, будучи членом президиума Баштура, решал Георгий Осипович Корнилов. Он был неординарной личностью. В то время он работал руководителем стрелкового кружка в Уфимском Дворце пионеров и школьников имени Комарова. Являлся участником Великой Отечественной войны. В разговоре с ним выяснились некоторые факты его жизни.
После войны некоторое время являлся комендантом одного из городов только что освобожденной нейтральной Австрии. Будучи у него дома я обратил внимание на несколько стоящих на полу высоких ваз. Восхитился их изяществом. И он рассказывал мне следующую историю.
Находясь в Австрии его подчиненным офицерам более месяца не выдавали зарплату, а в одном из магазинов города он увидел небольшой остаток настоящей английской шерстяной костюмной ткани. Спросил владельца магазина можно ли оплатить ткань несколько позже - после получения им зарплаты. Тот не торгуясь, и не спрашивая с него расписку, отдал ему требуемое количество ткани и согласился подождать.
Придя в свою часть, Георгий Осипович показал ткань своим подчиненным и сказал о возможной отсрочке ее оплаты. Все согласились. Тогда, говорит Георгий Осипович, я вновь зашел к владельцу магазина и спросил – имеется ли у него в наличии такое количество ткани? Хозяин ответил, что в настоящее время нет, но он закажет ее в Англии и через пару недель попросил зайти за товаром.
Действительно, через указанный срок он получил требуемое количество ткани и роздал ее своим офицерам и тот час, собрав с них деньги, рассчитался, с владельцем магазина.
- Я был несказанно удивлен тем, продолжал он, что владелец магазина получив расчет за товар не только вручил мне бесплатно еще один большой отрез такой же ткани, но в придачу, подарил несколько больших ваз и других ценных подарков. Один из них вон та ваза, - указал он на ту, что стояла у окна. На мой вопрос – чем я обязан такой его щедрости? Хозяин ответил, что благодаря мне он в одночасье сделал многомесячный денежный оборот. На продажу купленной мною ткани ушли бы несколько месяцев. А это сразу, за один день.
Что в Австрии среди владельцев магазинов знают значение слова данное русским офицером, а поэтому верят устному с ним договору, тем более в это смутное время, когда покупателя почти нет.
Г.О.Корнилов был награжден многочисленными наградами, а в то время, как общественник, возглавлял при Башкирским Областным Советом по туризму и экскурсиям Башсовпрофа свое детище – спортивное ориентирование на местности и вопросы, касающиеся туризма.
Как военный человек он прекрасно разбирался в топографии, поэтому мне с ним было легко и общаться, и работать. Но его беда была в том, что он не мог понять, что туризм и спортивное ориентирование совершенно два разных вида спорта.
На ежегодных осенних конференциях организуемых Баштуром, на которых подводились спортивные итоги и по туризму, и по ориентированию мне не раз (я надеюсь кто-то из ветеранов это помнит), я резко критиковал его за такую позицию. Туристы меня всегда поддерживали, а вот голоса ориентировщиков – из-за их тогдашней малочисленности так и не были услышаны.
Не смотря на наши разногласия в признании ориентирования как вида спорта, Г.О.Корнилов попросил меня быть тренером сборной команды Башкирии и подготовить ее к Всероссийским зональным соревнованиям Урала, Сибири и Дальнего Востока. То есть повторить то, что я делал накануне с моими ребятами, выиграв первенство этой спортивной зоны. Я, естественно, долго отказывался.
Довод мой был простой – состав и женской, и мужской команды я знаю, но никогда со взрослыми я не работал. Моя методика подготовки детской команды и этой, в составе которой есть действующие мастера спорта СССР, просто не подойдет. Двух юниоров – Ольгу Мараховскую и Владислава Надымова я могу рекомендовать в ее состав. Они готовы и не подведут.
Г.О.Корнилов и Е.К.Шишкин– председатель Баштура, все же уговорили меня рассмотреть состав сборной и возглавить ее для выступления в Хакасии в городе Минусинске.
В те годы ориентирование «вставало на ноги». Появились команды из разных городов Башкирии, которые подняли здоровую конкуренцию меж собой. Спортсмены стали пользоваться жидкостными компасами, появились модификации ориентировочных столиков, стали применять шагомеры. Были разработаны, хотя и не совершенны, единые правили проведения соревнований. Фонари на КП перестали прятать, было разрешено использовать легкоатлетическую спортивную обувь с шипами и многое другое.
Из большого количества претендентов в сборную Башкирии я должен был выбрать то количество ориентировщиков, которое обговорено положением. Относительно женской команды разногласий у меня с Корниловым не было. Основу составила команда из клуба «Гастелло» УМПО в составе: Алла Стрельникова, Зайнаб Амирханова, Ляля Муратова, Нина Дрозденко и Любовь Золина, представитель клуба «Салават Юлаев». С мужчинами было сложнее.
В С.К. Салават Юлаев выделялись двое – Юрий Мишелов, Валентин Пильщиков, приехавший в Уфу из Ленинграда. Из УМПО хорошо себя на последних соревнованиях показал Вячеслав Айгузин. В С.К. «Синильга» при стадионе «Нефтяник» выделялся мой товарищ Геннадий Родин, но в то время у него был небольшой стартовый опыт. Появились несколько новых перспективных спортсменов - Владимир Путенихин, Александр Коротков и ряд ориентировщиков из Бирска, Стерлитамака и Октябрьского. Но они были еще не «обкатаны» в горниле соревнований. Оставалась команда УАИ с Розой Гареевой – первым мастером спорта СССР по туризму среди женщин нашей республики, но имеющей опыт и в ориентировании. В УАИ появился новый ориентировщик Станислав Аксенов, прошедший хорошую лыжную подготовку в биатлоне.
Мне пришлось поднимать протоколы соревнований и окончательно комплектовать мужскую сборную. В нее вошли: Юрий Мишелов (капитан), Леонид Сидюк, Вячеслав Айгузин (впоследствии возглавивший экскурсбюро Баштура), Николай Дрозденко и Станислав Аксенов, а так же мои юниоры – Ольга Мараховская и Владислав Надымов из школы № 93.
Задачей команды ставилось – войти в тройку победителей, дающей право участия во Всесоюзных соревнованиях. В принципе, это была для нас посильная задача. Все знали друг друга, а потому ни каких трений в команде не было.
Тот год был засушливый. Жара витала над сосновым ленточным лесом Тувинской котловины. Подлеска, к которому мы привыкли у себя в Башкирии, в этом лесу не было. Видимость трассы была хорошая. Поэтому использовалось ее похождение преимущественно по азимуту.
Первый день соревновались команды соревновались по виду «заданное направление». Все шло нормально. И вот, на тебе – Стас Аксенов, показывающий лучший результат и явный претендент на призовое место, был снят с дистанции. Причина – нет прокола на карте места последнего КП. Второй вид – эстафета. Для того чтобы войти в «тройку» ее победителей команда должна была занять любое призовое место.
Длинный финишный участок проходил по ровной поляне. Все мы ждали последнего нашего финишера – капитана команды Юру Мишелова. Наконец, мы его увидели выбегающим из леса. Впереди него никого не было, только финиш. Мы облегченно вздохнули, но оказалось рано.
Вдруг из леса показывается ориентировщик. Он не только догнал Юру, но и опередил его перед самым финишем. Мы оказались четвертыми.
Этим соперником оказался представитель Якутии. Глядя на технику его бега, нам казалось, что он вот-вот споткнется. На его ногах были легкоатлетические туфли с большими металлическими шипами. Он ими спарывал траву поляны, и она чуть ли не летела над его головой. Но главное – он бежал, не чувствуя усталости. Я поинтересовался явно видимой его выносливостью. Оказалось, что он оленевод. - Я столько бегаю за оленями по тундре, что мне не нужны тренировки. Олени – вот мои помощники. Услышал я его ответ. Посетовали мы над нашим результатом, но ничего не поделаешь – спорт, есть спорт. Но впереди меня ждали Всесоюзные соревнования школьников на озере Селигер. Победитель их должен участвовать на международных соревнованиях в Болгарии, представляя там Россию.
В город Осташков Тверской области расположенный на берегу озера Селигер мы приехали в «боевой» готовности. В нашу команду по просьбе Эммы Владимировны Поповой (Тиракьян) была включена ее ученица 114 школы Наташа (к сожалению, фамилию не помню).
Руководителями команды кроме меня были Э.В. Попова и Валентина Григорьевна Колчина, учитель географии нашей школы № 93.
Команда выступила успешно. В соревновании по эстафете нам просто не было равных. Наш отрыв от второго места составлял более 20 минут. Уральские друзья из Свердловска, Челябинска и Омска, с которыми мы уже неоднократно встречались, искренне поздравили нас с победой. Наград команда получила много, но …
Я совершенно случайно стал свидетелем разговора судей главной судейской коллегии о направлении команды-победителя на международные соревнования школьников в Болгарию. Я был буквально шокирован услышанным. Нашу Башкирию - в лице нашей команды, обозвали гадкими словами и сказали, что она не может стать представителями России на этих соревнованиях. Я был взбешен. Да и как иначе!?
Мы целенаправленно шли к этой победе целых 6 лет. Выиграли несколько Всероссийских соревнований, не говоря уж о наших, республиканских. Мы ни как не могли смириться с тем, что, сейчас, являясь чемпионами страны, были отстранены от предстоящих международных соревнований. Получалось так, что все наши многолетние достижения: кубки, грамоты и дипломы, которые честно заслужили мы своим трудом, для этих судей – ничего не значат. Вместо нашей команды на эти соревнования была делегирована команда Московской области, занявшая далеко не призовое место. Обида моя была огромная. И я решил положить свой компас на стол и больше не заниматься этим мною любимым видом спорта.
Как не уговаривали меня руководители нашего министерства просвещения и Г.О. Корнилов продолжить подготовку команд школьников, я остался на своем: честность в спорте, особенно в детском – святое дело.
Возможно, я не коснулся бы истории спортивного ориентирования в Башкирии, если бы не моя встреча с Леонидом Седюком. Он попросил меня для истории становления и развития спортивного ориентирования в Башкирии, вспомнить то, чем я занимался в самом начале его становления. Его просьбу я выполнил. Хотя на многих соревнованиях самого разного масштаба я являлся начальником дистанций и составлял первые карты. Быть может об этом, я расскажу позже.
Желаю ориентировщикам нашей Башкирии дальнейших успехов!
Кликните, если что-то прочитали ранее вам не знакомое.