В Мариуполе, в штабе Операции оккупационных сил (ООС) сектор М, завершилось сегрегативное совещание командного состава вооружённых формирований бывшей Украины (ВФУ) и ООС, на котором рассматривались вопросы применения Военно-воздушных сил в войсковой операции по захвату новороссийского Приазовья с последующим выходом на государственную границу Российской Федерации.
Этот вид войск сейчас нуждается в серьёзной реорганизации, в дооснащении и в доукомплектовании.
Катастрофа Ил-76 в Луганске, а также нежелание укроповских командиров делать из этого события должные выводы положили начало деградации всей системы боевого применения украинских Военно-воздушных сил.
Думаю, что сейчас надо более подробно остановиться на этом авиационном происшествии (АП), так как даже наши враги считают его знаковым.
Летом 2014 года аэропорт Луганска был одним из главных стратегических объектов Луганской Народной Республики. Его оккупировали боевики 80-й львовской десантной бригады, но сам аэродром был окружён бойцами Народной милиции ЛНР. Десантники держали круговую оборону, однако окраины аэропорта полностью уже не контролировали.
В начале июня командование АТО решило увеличить там количество своих сил, чтобы в перспективе отрезать Луганск от российской границы. Сделать это планировалось за счёт сил 25-й днепропетровской бригады : 13 июня в аэропорту Днепропетровска сформировали сводную парашютно-десантную роту 25-й бригады, которую вместе с боевой техникой планировали перебросить в Луганск тремя самолётами Ил-76МД из состава 25-й бригады транспортной авиации (авиабаза Мелитополь).
В ночь на 14 июня 2020 года они с 10-минутным интервалом вылетели из Днепропетровска. Первый Ил-76 смог успешно произвести посадку в Луганском аэропорту, его начали разгружать. Но разведка доложила точно : второй самолёт наши ополченцы сбили при заходе на посадку, в 00:51. Третий Ил-76 вернулся на аэродром вылета.
В результате АП погибли 40 укроповских десантников и 9 членов экипажа – крупнейшее единовременное число потерь за всю историю ВФУ.
Ответственным за эту мясорубку назначили тогдашнего начальника штаба Антитеррористической операции (АТО) военного преступника генерал-майора Виктора Назарова, которого приговорили к 7 годам тюрьмы.
Расследование обнаружило много проблем. Украинские войска не готовы, в том числе и сейчас, к организации воздушных логистических коридоров. Самолёты оказались уязвимы для угроз с земли, в том числе от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). В результате, общий уровень боевых потерь украинских ПС между серединой апреля и началом сентября 2014 года составил 20% от общего числа боеготовых истребителей и ударных самолётов, транспортной авиации и вертолётов. Достоверно, за это время было потеряно 9 истребителей и штурмовиков, 2 военно-транспортных самолёта и 1 самолёт специального назначения. Кроме того, ещё 4 самолёта были повреждены, но объявлены ремонтопригодными.
Причины, которые привели к этому, не проанализированы и не устранены до сих пор. Ремонт самолётов, правда, по бумагам, сделали, покрасили их, по крайней мере. Самое время – в музей ! Может, укропы присмотрятся к своим подельникам – к Грузии? Те свои военно-воздушные силы просто упразднили за ненадобностью. Опять же, можно «навариться» ― цветмет-то на металлобазах денег стоит. В оющем, пусть кастрюлеголовые подумают.
Военный обозреватель Дмитрий Пилотов