Найти тему

Повышение ставки НДФЛ: кого это затронет, ждать ли введения налоговых деклараций и правда ли это поможет детям?

23 июня Владимир Путин предложил поднять ставку подоходного налога для граждан с доходами более 5 млн. рублей в год. Президент заявил, что таким образом планируется пополнить бюджет дополнительно на 60 млрд. рублей. Это составит 1,5% от всего НДФЛ, полученного в прошлом году. Если подсчеты Президента верны, то по новой ставке будет облагаться 3 трлн. рублей налоговой базы — 10% от всей налоговой базы НДФЛ в 2019 г. (порядка 30 трлн. рублей).

Говоря простым языком, каждый десятый рубль дохода в России - это “сверхприбыль” физических лиц, чей доход составляет больше 5 млн. рублей в год (без учета этих самых 5 млн).
Источник: kremlin.ru
Источник: kremlin.ru

Прогрессивная шкала коснется не больше чем 0,1-0,2% граждан. Точные данные о том, сколько граждан получает указанные доходы в открытых источниках отсутствуют. Данные Росстата не разделяют граждан с доходом свыше 100 тыс. рублей по категориям, но указывают, что всех их — около 4% по всей стране.

Банк ВТБ в марте 2018 г. также оценил количество россиян с доходом свыше 200 тыс. рублей в Москве и 150 тыс. рублей в регионах в 600 тыс. человек или 0,4% населения. Проблема этих данных в том, что они учитывают сумму всех доходов физических лиц, в т.ч. и тех, которые НДФЛ не облагаются (к примеру, доходы ИП, социальные выплаты и т.д.), поэтому в действительности под действие повышенной ставки попадет гораздо меньшая доля граждан.

Распределение россиян по доходу в 2017 г. Источник: Росстат
Распределение россиян по доходу в 2017 г. Источник: Росстат

Возможно, с введением повышенной ставки нам стоит ожидать введения всеобщего декларирования доходов, а если не всеобщего, то как минимум для тех, кто получал доходы в течение года из нескольких разных источников (подработка, помимо основной работы, например). Аналогичная практика существует в других странах с прогрессивной шкалой. В ином случае неясно, как именно будет рассчитываться совокупный доход.

Утешает одно — с текущим уровнем цифровизации налоговой это не станет слишком большой проблемой и вряд ли создаст слишком уж сильные бюрократические проволочки. С другой стороны, непредоставление такой декларации может стать еще одним поводом для привлечения к административной ответственности, если такое всеобщее декларирование все же реализуют.

По словам Президента, 60 млрд. дополнительных поступлений должны целевым образом пойти на лечение детей с тяжелыми редкими заболеваниями. По действующим правовым нормам гарантировать это он не может.

При действующем налоговом регулировании ни одного рубля из дополнительного дохода не попадает в федеральный бюджет: 85% налога на доходы физических лиц поступает в бюджет региона, а 15% - в бюджет муниципального образования. Региональные и местные власти самостоятельно формируют и исполняют собственный бюджет, федеральные власти могут контролировать только целевое использование денег, выданные региону из федерального бюджета.

Кроме того, дополнительные доходы по большей части поступят только в 6-10 российских регионов, в которых, согласно исследованию РИА сосредоточена наибольшая часть населения с высоким уровнем дохода. Главными бенефициарами такого повышения станут Москва, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Магаданская и Сахалинская область. При этом Кабардино-Балкарии, Адыгее, Калмыкии, Псковской и Ивановской областям ожидать от этих нововведений особо нечего — доля граждан с доходами свыше хотя бы 100 тыс. рублей там меньше 1%.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Возможно, вместе с введением повышенной ставки последует и перенаправление этой части НДФЛ в федеральный бюджет. Это не кажется совсем уж невозможным, потому что сегодня именно по такой схеме работает налог на прибыль организаций: из выплаченных 20% в федеральный бюджет поступает 3%, а 17% зачисляются на счет региона. Возможно, федеральный законодатель предусмотрит “изъятие” 2% повышенной ставки в федеральный бюджет.

Но даже в таком случае заявление о целевом использовании — это только политическая декларация, поскольку ни Налоговый, ни Бюджетный кодекс не содержат в себе механизма, который бы гарантировал направление отдельных доходов по строго заданным статьям расходов. Реализация этой идеи зависит исключительно от политической воли тех, кто составляет бюджет на следующий период, и если сегодня это воля такова, то через год она может быть совсем другой. Конечно, и на этот счет можно внести соответствующие изменения в закон, но это выглядит гораздо более сомнительно, поскольку требует серьёзных правотворческих усилий и перекройки бюджетного процесса, к чему уставшая от пандемии бюрократическая машина сейчас вряд ли готова.

Введение прогрессивной шкалы налога, прогрессивность которой заключается в разделении населения на "самых богатых" и всех остальных выглядит малопонятным с практической точки зрения. Еще более туманными выглядят механизмы реализации. Есть очень много вопросов к применению этого режима, которые, ответы на которые, надеюсь, найдутся в итоговом тексте закона.

Сейчас остается ждать только сам законопроект, который разъяснит детали. При всем желании отойти от оценочных суждений, пока это все выглядит исключительно агитационным мероприятием: под оберткой удовлетворения запроса на социальную справедливость мы получаем изменения, которые в сущности ничего не меняют.