Найти тему
Сельские записки

Толя-музыкант. Об армии и жизни

Со всяким внешкольным образованием у нас было туго, ну сами посудите в маленьком поселке обычно бывают только школы ну и если повезет несколько школьных кружков. Но всегда находились свои самородки, один мастерил радио и давал помехи пролетающим самолетам, второй из старого "Днепра" сконструировал то, что сейчас бы назвали квадрациклом, а один умудрялся гнать самогон что спиртометр наглухо тонул под 90% - тоже талант между прочим. А вот Толя Смердов ничего мастерить не умел и финтов крутых в футболе не делал, учился средненько. Но с малых лет лишь услышав музыку он замирал, любил он музыку и мог часами слушать чарующие звуки симфонического оркестра. С лет 5 он уже начал играть на гитаре, были такие маленькие гитарки которые назывались "дамскими", потом была гармошка и бабушкина мандолина. Кругом все удивлялись - парень три вершка от горшка, а ты погляди как старательно играет, талант не иначе.

Да талант у Толи был, ведь на тот момент не было никаких видео на ютубе и доступных книг по обучению, в классе наверно шестом бабушка (сама музыкант) стала возить его два раза в неделю в райцентр в музыкальную школу. Преподаватели в музыкальной школе поражались с какой легкостью Толя открывал для себя новые инструменты. Там же он увидел свою музыкальную любовь - альт. Лично для меня это обычная скрипка, но есть там какие-то отличия что делает её немного другим инструментом.

Вот тот что побольше это и есть альт
Вот тот что побольше это и есть альт

Мы росли, бренчали на убитых гитарках Цоя, ГО и прочих музыкантов на трех аккордах и непременно просили Толю (который к слову не очень то любил наши посиделки) сыграть нам. И он играл, на гитаре, на баяне, воодушевленно, а мы поражались с какой быстротой носились его пальцы. По особым событиям он выносил из дома альт, который ему купили вместо мопеда и играл непонятные для нас вещи. Девчонки томно вздыхали, парни морщились. И удивительна была та музыка разносившаяся по поселку лесорубов, непохожая ни на что, инструмент рыдал и радовался возносился к небесам и парил в уральском небе. Где-то там же на этой высоте и парил наш Толя.

После школы Толя не пошел учится в Академию искусств, по одной только лишь причине - все пацаны призывного возраста решили идти в армию и конечно звали с собой и Анатолия. Обычная практика для деревни, в армию уходили всем классом, а уж после армии кто шел в техникум, а кто в институт. Так Толя попал в призывной пункт, и если остальные ребята были крепкими и достаточно подготовленные, то музыкант Толя выглядел нескладным пацаном, который и десяти раз на турнике не подтянулся бы.

-2

-Смердов! - рявкнул военком на распределительном пункте в Уфе. Но ответа не была.

-Призывник Смердов, мать твою! - уже выходя из себя проорал пузатый майор. Кто-то толкнул Толю в спину и только после этого он подал голос.

-Ты что призывник совсем охренел там? Ворон считаешь - наседал майор

-Никак нет, музыку слушаю - честно сознался Толя который действительно вслушивался в оркестр играющий где-то вдали.

-Понабрали дебилов! - плюнул майор, - ну ничего и из такого мяса сделаем солдата.

Толе не повезло, его единственного из наших пацанов отправили служить в какую-то глухомань толи ЖД войска толи инженерные. Тогда еще служили по два года, но Толя Смердов вернулся через год - комиссован. На перроне вокзала в военном камуфляже стоял тощий солдатик отдаленно напоминающий нашего Толика - морщинки в уголках глаз, серое лицо и улыбка со слегка дрожащими уголками губ.

Я точно не знаю что же было с Толиком в армии, но видимо что у него были проблемы со здоровьем, а кроме того было страшно было смотреть на его руки - они его плохо слушались, подрагивали, пальцы были слегка опухшими. При разговоре слова он немного тянул, будто бы был слегка пьяным. В душу закрались нехорошие подозрения - неужто голову парню отбили?

-3

Дома он обнял родных и тут же побежал в комнату за своим инструментом. Приложил смычок, но руки будто плохо слушались его и вместо привычного ручья красивейшей музыки полилась неуклюжая мелодия будто бы и не было стольких лет занятий музыкой. Все присутствующие в доме все поняли и только Толя виновато улыбался: инструмент у меня без дела попортился, ничего новый куплю.

Мама Толика пряча слезы приговаривала, что обязательно купим новый, мы пытались отвлечь его разговорами и бесконечно поздравляли его с приездом домой.

Толя конечно же не смог поступить в академию искусств, травма теменной части мозга, отмороженные пальцы и диагноз врачебной комиссии - инвалид второй группы. Казалось будто наш друг и слушать не хотел о врачебных решениях и дома брал в руки альт и пытался играть любимые партии. Выходило очень плохо, но Толя приговаривал:

-Ничего-ничего, я куплю новый, я буду играть. Просто альт сломался.

Нет Толя, это не альт сломался. Это мир сломался...