Найти тему

с. Большое Никольское. Рассказ местной жительницы о заброшенном Храме, и жизни в селе.

Село Большое Никольское Бондарского района - это почти необитаемый остров, хотя и находится на суше, да и речка Кёрша здесь мелкая и узкая. Все дело в том, что в селе никогда не было своей дороги, а только прикатанная «грунтовка» через поле, что в непогоду превращается в кисель из глины и песка. Другой путь - пешком через реку, по деревянному мосточку ведущему в Кривополянье. Но мост не раз уносило течением, когда река весной набирает силу. В былые времена, мужики, взявшись за топоры и пилы сооружали новый, леса-то вокруг полно. Но теперь в селе проживает всего несколько стариков, а остальные «дачники». И случается сидеть им отрезанными от остального мира, и ждать у Бога погоды.

В Большом Никольском почти не осталось жителей. Вдоль когда-то широкой, длинной улицы, застыли поросшие бурьяном дома. Большие, красивые, и ненужные... Всего в двух дворах еще теплится жизнь. В поленницах уложены дрова, задорно играет на ветру висящее белье на просушке.

В одном из домов живет Анна Серафимовна, а через дорогу от нее Василий Иванович. Анна Серафимовна родилась в 1946 году, и сейчас ей 76 лет.В ее хозяйстве бегают куры, гуляют козы, с крыльца поглядывают коты, и где-то притаилась собака, спасительница птицы от ночного нашествия лисиц.

Знакомство. Представился. Снимаю из-за забора, расспрашиваю о том о сем.
Знакомство. Представился. Снимаю из-за забора, расспрашиваю о том о сем.

Анна Серафимовна пригласила меня в дом. Усадив за стол и налив в бокал чая, она пододвинула ко мне большую плетеную конфетницу с пряниками:
"Ты уж меня сынок извини, не покормлю я тебя, не готовила я ничего себе сегодня. Ты пряничков побольше кушай, а хочешь я тебе с собой еще их положу"? Я разумеется отказываюсь. Но почему-то неловко как-то все выходит. Беру пряник и откусываю сразу половину. Пряник вкусный, шоколадный, свежий совсем, во рту растекается на сладкие ручейки. Дунул сверху на бокал с чаем. Посмотрел на нее, а она на меня.
Убедившись, что я совсем повеселел, и с аппетитом принялся за угощение, она удовлетворенно улыбаясь начала свой рассказ:

"Четыре класса я ведь только кончила, и с 12 лет за маму работать в колхоз пошла"-вспоминает она.

-3

Денег не было, а нас 7 человек у матери было. И ходила работать она в соседние села. Кому огород вскопать, кому чего справить, и давали ей за это денег. А я в колхозе трудодни её отрабатывала, нужно было тогда трудодни в колхозе обязательно отработать. Палочку свою получить.

-Неужели пройдет немного времени, и некому будет рассказывать о жизни в этих местах... - Думал я слушая ее рассказ. С последними жителями уйдет история селения. И все, замолчит земля мертвым молчанием. Избавится от следов селения, и вроде как и не было тут радостей, счастья, горя.. Словно не было жизни. Официальная история конечно останется, но разве она раскроет вам душу как баба Аня?

Кошка говорит у меня умная, добрая. Спит всегда только со мною. А кот с характером, гладиться не дает.
Кошка говорит у меня умная, добрая. Спит всегда только со мною. А кот с характером, гладиться не дает.

А колхоз наш назывался "Красная заря", махорку мы там выращивали. Мать придет с работы, а надо еще свою корову доить, и огород стоит. Во всем помощница ей я была.С 15 лет я уже сама за себя в колхозе работала, дояркой. По 12-15 коров за день доила. Была возможность уехать у меня отсюда, муж меня звал в город, но разве я могла оставить мать одну?

В 1968 мать умерла, но теперь я уже не могла оставить ее могилку.. Так и прожила всю жизнь я здесь, сначала правда в другом порядке. От него сейчас уже не осталось ничего, это уже потом я в этот дом переехала. А сейчас когда я в лес хожу, за грибами или еще чем,то всегда подхожу к тому месту где родительский дом стоял. Там пенечек есть, саду на него и думаю: "родное гнездышко мое здесь.. Никого не осталось больше, одна я в живых осталась.." Иногда поплачу, и вроде и легче мне станет.

Много нас коренных померло, на нашей улице ведь кто с 1937 года был, кто с 1936, а кто и с 1926 года. Осталось только двое нас в этом порядке,и двое на порядке перед церковью, а остальные не здешние на лето приезжают. Когда кто умирает, зовут батюшку из Кривополянья, тот приходит на дом молитвы читает. А потом гроб с телом обязательно к церкви нашей старой подносят, проститься с селом.

Подробнее про храм в другой статье.
Подробнее про храм в другой статье.
Больше фотографий храма в другой статье

Церковь то наша старая еще, мать рассказывала служил там до войны Батюшка Илларион, а матушка его была Матрена, она на нашем кладбище похоронена сразу за часовенкой.

Батюшку потом в лагеря отправили, а церковь закрыли. Из нее тайно вынесли старинные иконы и большое распятье с Христом. Две иконы забрали в Зайцево, а две иконы и Распятье осталось у нас в Никольском. Службы запрещены были, а в церкви хранили зерно.

-6

Но на службы все равно собирались, на дому у кого-нибудь собирались и молились. Иконы-то у нас с церкви были, да и монахини у нас в селе жили, они тоже за той малой часовней погребены где Матрёна, большие дубовые кресты у них на могилке стоят. То старое Распятье из церкви вынесенное когда в Кривополянье в 1997 году открыли храм опять вернули туда, но сначала отреставрировали. Так что распятье из нашего храма в Кривополянье стоит. В Кривополянье то еще сестры монахини жили, старого порядку они были,когда паспорта стали выдавать то они наотрез их отказались получать. Говорили что лукавый придет, и на всех печать ставить будет. И некоторые их пример брали и тоже паспорт не стали получать. Прасковья Семеновна с 1925 например даже пенсию не получала, потому что паспорта у нее нет, а как без паспорта начислить?

Мы уж пытались ее образумить, говорили дети твои ведь на те же грешные деньги тебе продукты покупают.. Нет! И только в 2017 паспорт она получила, и то по несчастию. Часть дома у нее сгорело, повезли в больницу ее.. Дыма надышалась, а в больнице сказали как это без паспорта? Нужен обязательно.

И прямо в больнице ей его и вручили, 92 года ей тогда было. Но все равно пенсию на руки она не получает, такой ее наказ. Кипела жизнь в нашем селе тогда, хоть и трудная жизнь была, но было дружно.. Все мы дружили, выручали всегда друг друга. А уж как хорошо было когда были танцы! Ходили мы в Бычки на танцы, с Бычков к нам приходили, и вместе мы ходили в Зайцево на танцы. Ох, а в Зайцево такие гармонисты жили. Идем бывало с танцев к себе в Большеникольское, а ветер в нашу сторону дует, и слышно как там гармонь заливается. Вечером на крылечко выйдешь, прислушаешься к ветру, а он несет тебе мелодию игривую с тех мест. И думаешь, свадьба может, или именины там играют.

Сейчас бывает выйду на прогулку вечером, дойду до церкви нашей без куполов, поклончик поясной сделаю и обратно иду, а сама все к ветру с Зайцева прислушиваюсь может донесет чего.. А в Зайцево уже который год тишина...

Экспедиция в деревню Зайцево (Федоровка).

Надеюсь во время следующих экспедиций получится посетить Кривополянскую церковь, и своими глазами увидеть древнее Распятье спасенное из старого Храма.