Существует несколько подходов к обучению. Системно-деятельностный сейчас осуществляется на всей территории России. Он подразумевает, что ребёнок должен по окончании школы уметь работать с информацией и заниматься саморазвитием. То есть, задача педагогов – учить учиться. В таком подходе есть огромный плюс – наличие минимального стандарта знаний позволяет сделать обучение доступным и эффективным, одинаковым для всех регионов нашей огромной страны.
Однако у такого подхода есть большой недостаток – постоянное следование стандартам не позволяет раскрыться творческому потенциалу отдельного ребёнка в полной мере. И тут на помощь приходит личностно-развивающий подход обучения.
Главный его принцип – признание ребёнка отдельной личностью. Учитель должен искать подход для каждого своего ученика, что, конечно, значительно усложняет его труд, однако эффективность образования также сильно повышается. Ребёнок в такой системе способен реализовать весь свой потенциал и стать активным деятельным членом общества. В постиндустриальном обществе, конечно, требуется умение работать с информацией, но гораздо важнее на сегодняшний день – развитие творческих способностей и мышления.
С точки зрения психологии, у всех детей есть задатки в каких-либо областях, а многие из них талантливы. Личностно-развивающий подход призван обнаружить эти аспекты в ученике и максимально их реализовать. На данный момент, можно проследить начало тенденции к переходу именно к новому подходу, однако влияние системно-деятельностного всё ещё велико.