— Привет! Что вы делали на выходных?
— Мы гуляли…
— Отлично, мы тоже. Прошли от Соколиного в Новобобровку.
— Класс, а мы гуляли по «Муссону»: и в кино сходили, и поели, и пошоппились. Дети на батутах попрыгали. Целый день там провели!
Я теряю дар речи, услышав слова приятеля. С каких пор гулять по торговому центру всей семьей стало интереснее, чем по лесным тропинкам.
… Дом моего детства — это плоская двухподъездная высотка, сразу за которой начинается лес. Нет, не сказочный, берендеевский, а ровный ряды молодых сосен. Из-за того, что ни родители, ни бабушка не любили детские площадки, мы каждый день проводили в этих лесопосадках.
Лес мы считали своим собственным, и у каждой тропинки здесь было свое имя: Матроскина — в честь черно-белого кота, провожавшего нас до опушки; Скумпиевая — вся в зарослях скумпии, этого кустарника-облака; еще были Косая, Параллельная, Земляничная и Бетонка. Последняя появилась позже всех, когда возвращающиеся из депортации крымские татары стали застраивать просторный косогор за лесом и для подвоза стройматериалов замостили бетонными плитами грунтовку.
Я не помню, нравились или нет мне прогулки по этим маршрутам за распустившимися душицей, лимонником или чабрецом, за поспевшей земляникой или вылезшими после ночного дождя маслятами. Скорее всего, это воспринималось как рутина, вроде похода на базар за морковкой.
И только сейчас, став самой родителем двух детей, начинаю осознавать и оценивать какой концентрат живительной силы получила в детстве.
И, черт возьми, это правило — в любой непонятной ситуации иди в лес — по-настоящему работает. Хотя лес здесь условное понятие, море и горы также успокаивают, напитывают энергией и подсказывают решения. Поэтому приятели, на выходных «гуляющие» с семьей по торговому центру, а не парку, вызывают недоумение.
Мы водим детей на ментальную арифметику и скорочтение, но не учим находить лечебные травы или определять погоду без приложения в смартфоне. Да, наши дети знают, как выглядит черника или голубика, но только на полке в супермаркете, а когда они в последний раз рвали дикие ягоды в лесу?
Мы предпочитаем репостить контакты и советы LizaAlert, а не самому учится разжигать костер под моросящим дождем или определять стороны света без компаса. Почему бы не подружиться с природой вместо того, чтоб ее бояться.
Магазины турснаряжения поднимают большие деньги на продаже наборов для спасения. YouTube каждый день заполняется все новыми и новыми инструкциями по выживанию в дикой и враждебной природе. А я не хочу предупреждать своих детей перед прогулкой: «Сегодня, малыши, мы отправляемся выживать. Нас ждет тьма опасностей, но как-нибудь справимся».
Я хочу, чтоб лес был таким же естественным пространством, как наше жилище или детская площадка во дворе. Чтобы дети могли отличить чистотел от зверобоя, сделать чернила из ежевики, а по поведению муравьев определить, надвигается дождь или нет. Чтобы вкус и эстетика формировались вот здесь и сейчас: на спиле дуба-великана и тени папоротника, в жужжании шмеля и курлыканье журавлей, вместе с охапкой ландышей и нагретой на солнце хвои.
Да, это тихое и медленное воспитание без спецэффектов и шума. И никакими словами не докажешь его преимущество ребенку. Но оно стоит всех потраченных усилий. Знаю по себе.
Между прочим, усилий-то много и не надо. Ведь природа делает большую часть работы: почему падают листья, куда летят облака, о чем поет ветер — здесь не отвертишься шуткой, ребенок потребует обоснованных объяснений. В лесной школе занятия идут круглый год на лесных полянах и опушках вместо парт, а вместо учителей работают те же цветы, камни, насекомые и птицы. А родители? Знаете, по своему опыту признаю, что мамам и папам приходится учится наравне с детьми.
И тогда, я очень-очень верю в то, что наблюдая, сколько магии требуется, чтобы маленькое семечко превратилось в могучее дерево, или как мимолетна жизнь полевого василька, мои дети ясно будут видеть мощную, как корабельный канат, связь между собой, своими действиями и окружающей их красотой.