В разгар развития христианства появлялись различные учения, разной степени адекватности и соответствию библии. Такое не могли терпеть те, кто был у руля в церквях, и они решили созвать новый собор.
Третий Вселенский собор организовали в Эфесе в 431 году, а созвал собор Феодосий второй. Что же стало причиной такой срочности? Дело в том, что распространение получило учение Нестория, он утверждал о том, что дева Мария не Богородица, а Христородица, ведь у бога на самом деле нет матери. Место проведение выбрано не случайно, ведь там в последние года жизни пребывала сама Мария.
Как организовывали мероприятие?
Главная причина для созыва собора был конфликт между архиепископом Константинопольским Несторием и патриархом Александрийским Кириллом.
Несторий считал, что Дева Мария родила человека, соединенного с Словом Божьим, и предложил называть Марию — Христородицей. Кирилл же настаивал на том, чтобы ее называли Богородица, и что Христос — это соединение двух ипостасей. Когда переписка не дала желаемого результата, Кирилл написал против Нестория 12 анафематизмов.
В Эфесе часть епископов была на стороне Кирилла, другая же часть — на стороне Нестория. То есть было что-то вроде рэп баттла, но в 4 веке.
На соборе присутствовали далеко не все. Кирилл поступил крайне подло и не стал дожидаться, когда приедут римские легаты и большая делегация из Антиохийских епископов во главе с Иоанном Антиохийским. Кирилл и Мемнон Эфесский пригласили Нестория на собор, Несторий и епископа которые его поддерживали — отказались явиться на собор, ссылаясь на то, что нужно дождаться всех епископов. Естественно, они не стали дожидаться, и исключительно из своих приверженцев собрали собор, на котором анафемствовали Нестория, без его участия.
Прибывшие позже в Эфес — Иоанн Антиохийский с восточными епископами отказались принять решение собора, который собрал Кирилл без их участия, и составили свой собор из 43 епископов. Это собрание лишило Кирилла и Мемнона епископства и права быть священниками, а прочих участников собора отлучили от Церкви, впредь до их раскаяния.
По итогу Антиохийская делегация объявила Кирилла еретиком и низложила его. Правда радоваться тут нечему, низложили и Нестория и объявили его еретиком, но сделала это Александрийская делегация.
Как бы то ни было, но Эфесский собор вызвал негодование со стороны Ассирийской церкви Востока и вызвал раскол с Православной Вселенской церковью. Несториане до сих пор считают этот собор авантюрой Кирилла, ведь он намеренно не пригласил на собор представителей Церкви Востока. Антиохийское богословие было тесно связано с учением выходцев из Церкви Востока, которые переселились в Антиохию.
Постановления
Как ни странно, но первые шесть правил которые составил собор, касаются исключительно против учения Нестория и не имеют дисциплинарного значения. Остальные же правила не стали канонами на этом соборе, и их перенесли на Халкидонский собор.
Итоги
Результат снова обычный, 8 правил из восьми — не имеют отношения к библии.
Это уникальный момент в истории христианства, ведь если такое важное событие как Вселенский собор было буквально уничтожено Кириллом Александрийским, то что говорить о непредвзятости судей, люди есть люди.
Кирилл показал всем что люди совершают ошибки и глупости, что никто не может быть непогрешимым, а ведь в наше время священников и “святых” почитают и уважают, и не сомневаются в их святости.
Тут подошла бы фраза из сериала “Доктор Хаус” - “Все лгут”.
На этом этапе Ассирийская церковь пошла по своему пути, а Христианство получило первый раскол, хоть и не значительный.