Найти тему
Парфюм-шантан

Парфюм в грязном Версале

Из сериала "Версаль"
Из сериала "Версаль"

Наверное, уже давно никто не питает иллюзий по поводу санитарной обстановки в золоченом Версале, как бы красиво нам не преподносили его в фильмах и сериалах. Во времена Людовика XIV да и при последующих Людовиках это была, по нашим меркам, просто клоака. Хотя, надо заметить, многие сочинения на эту тему грешат преувеличениями и преподносят ситуацию хуже, чем она была. Реальность, конечно была пахучей, но не до такой степени как нам ее живописуют.

Тысячи человек, постоянно обитающих в ограниченном пространстве, коптящие печи и свечи, отсутствие всякой вентиляции, плюс множество слуг, гостей и посетителей, — а надо сказать, что в те времена в Версаль могли заходить все кому вздумается, при наличии приличной одежды, так что по роскошным лестницам и залам регулярно слонялись еще и тысячи парижан, — все эти факторы, конечно, воздуха не озонировали.

С личной гигиеной у обитателей двора короля-солнце дело обстояло грустно, хотя это нельзя отнести к одному только Версалю, или одному Парижу, или отдельно взятой Франции. Вся Европа в 17-18 веках кишела паразитами и смердела как конюшня, несмотря на эпоху Просвещения и невероятный подъем искусства, науки и культуры. Культура культурой, а с канализацией и водопроводом все было по-прежнему туго. В том же Версале источника воды просто-напросто не было, не считая стоячих прудов и фонтанов, нужду справляли где придется, в ночные горшки и укромные уголки, что, помноженное на количество народа, создавало соответствующую атмосферу.

Тем не менее придворные короля все же содержали себя в порядке с помощью подручных средств, поэтому вообще-то, вопреки всем слухам, они были почище многих своих современников.

Все знают о неимоверной популярности пудры в это галантное время, а кто не знает — тем достаточно посмотреть на белые парики и мертвенно-бледные лица на портретах 18 века. Пудрились, следует заметить, не столько для того чтобы замаскировать грязь, сколько для поддержания чистоты при отсутствии воды. Пудра работала и как сухой шампунь для париков, и как средство для впитывания пота и жира с кожи, и вообще — чем больше пудры использовали мадам и месье, тем опрятнее они считались.

Фото Anne Nygard
Фото Anne Nygard

Ведь ванны и мытье были не просто недоступны, их полагали вредными и опасными. Поры от воды открываются, говорили они, а через поры болезни так и норовят проникнуть в организм. Пить воду тоже было не принято, и неудивительно — от такого напитка не всякий выживет, учитывая что черпали его примерно оттуда же, куда сливались отходы.

Помимо пудры приближенные короля широко использовали духи — и в гигиенических целях, и в качестве лекарств, и просто для обозначения статуса.

Духи были тогда не только спиртовыми, но и масляными, последние, например, наносили на кожу и затем соскребали вместе с загрязнениями. Собственно, этот метод "мытья" использовался еще римлянами, которые намазывались душистым маслом и затем счищали его с кожи. Также ароматные эликсиры наносили на волосы, опрыскивали ими одежду и помещения. Одежда, кстати, тоже была своего рода гигиеническим средством — нижние рубашки меняли часто, а хлопок, как известно, прекрасно впитывает все телесные выделения.

Если же парфюм применяли для лечения, то туда могли добавлять совсем уж фантастические ингредиенты, начиная от золота и жемчуга и заканчивая измельченными легкими лисиц, жжеными саламандрами и даже человеческой плотью. Полученное таким образом "лекарство" полагалось наносить на больное место и ждать исцеления. Интересно, многим ли помогало?

О скверной гигиене самого Людовика тоже сказано немало: и ванну-то он якобы принимал дважды в жизни, и мыл только руки с лицом, а все остальное оставлял в первозданном виде, и страдал всевозможными заболеваниями пищеварительного тракта, отчего источал соответствующее амбре. Однако это не совсем верно и создает несколько искаженный образ короля. Действительно, утренний туалет он совершал именно так — просто споласкивал лицо и руки духами. Однако его периодически обтирали ароматизированным спиртом, во избежание контакта с водой, а белье он менял аж трижды в день. Кроме того, у него была собственная мраморная ванна и он даже использовал ее по назначению.

К ароматам король относился с большим трепетом и именно в это время потребление духов при дворе достигло поистине промышленных масштабов. Король требовал, чтобы каждый день его комнаты ароматизировали новым составом, а один из придворных парфюмеров изобрел своего рода аромалампы — кассолеты c дырочками в крышке, в которых медленно тлели ароматические шарики.

Кассолеты. Getty Museum
Кассолеты. Getty Museum

По всем помещениям также стояли емкости со свежими лепестками цветов для очищения и, как тогда считалось, оздоровления воздуха. Парфюмом опрыскивали мебель и даже орошали посетителей перед входом в королевские покои. Кроме того, как пишет историк Уоррен Льюис, существовал обычай споласкивать руки за столом ароматной водой, а это уже прогресс по сравнению со средневековыми нравами. Есть свидетельства, что придворные и даже родственники короля, от которых плохо пахло, высмеивались и не пользовались популярностью — значит, можно по меньшей мере сделать вывод, что не все одинаково зло смердели, были разные градации чистоплотности среди населения дворца.

А сам король еще с детства был приучен к чистоте. Историк Антония Фрейзер приводит рекомендации по гигиене юного принца "Волосы не должны быть слишком длинными, ногти следует чистить, руки мыть с помощью платка, пропитанного парфюмом О де Фонтан, рекомендуется регулярное плаванье по примеру греков" (перевод мой).

За любовь короля к парфюмерии его прозвали "Благоухающим"; он любил индийские ароматические масла, ароматы с ирисом, сандалом, амброй, мускусом. Он даже требовал стирать свою одежду в парфюме. И вообще, современники отмечали скорее чрезмерную надушенность Версала, а не вонь, как следовало бы ожидать. Конечно, смрад от нечистот никуда не девался, однако он был заглушен мощным духом всех доступных самому богатому королю Европы эссенций, притираний, ароматных вод и экстрактов.

Фото Еdward Рowell
Фото Еdward Рowell

Любовь короля к духам и неумеренное их использование в конце концов привели к тому что в последние годы у него развилась обширная аллергия на запахи. Единственным, что он мог выносить без мигрени, был аромат цветов апельсина. Апельсиновые деревья в изобилии росли прямо в версальских садах, так что в сырье по крайней мере не было недостатка.

В конечном итоге возросшая потребность короля, придворных и всех более-менее состоятельных людей того времени в ароматных жидкостях подстегнула развитие местной химической промышленности, парфюмеры принялись испытывать все новые способы дистилляции и экстракции запахов, так что этот период в истории французской, да и не только французской парфюмерии считается переломным. А уж при внуке короля-солнца, Людовике XV, королевское обиталище вообще прозвали "Парфюмированным двором" — настолько вырос спрос на ароматы.

Если хочется отведать еще чего-то парфюмерно-исторического:
Тема Египта в парфюме 20-го века
Взлет и падение одного элитного аромата