«Железной рукой загоним человечество к счастью!» - этот лозунг был провозглашен большевиками после победы в революционной борьбе в России, в начале 20 века. Воодушевлённые триумфом многие из них полагали, что подобные изменения можно будет провести и в других странах. Всерьез разрабатывались планы по созданию условий для проведения мировой революции. То, что удалось добиться в России через братоубийственную гражданскую войну, на фоне поражения в первой мировой войне, государственного кризиса, массового разочарования в проводимой политике, отсутствия идеологического единства в обществе и слабости власти, планировалось со временем повторить во множестве государств, однако грандиозные планы не оправдались.
Главными способами воздействия на общество в революционных переворотах (резком переформатировании структуры государства), являлась агрессивная пропаганда в обществе, угрозы и прямое насилие над несогласными. Если с насильственным подавлением тех, кого не удается переубедить все достаточно ясно, то форсируемая по времени обработка умов или пропаганда в таких случаях бывает резкой, безапелляционной, категоричной и обвинительной для противоборствующей стороны. Для такой пропаганды должны быть условия, то есть объект пропаганды, в данном случае общество, должен долгое время пребывать в неудовлетворяющем, фрустрирующем положении. При этих условиях можно через формирование образа врага, обещания восстановления справедливости и создания лучшей жизни быстро воздействовать на массы.
Использование революционных реконструкций социальных сообществ не всегда оправдано, ведь последствия таких перемен при быстрых выгодах, всегда несут в себе существенные потери в виде разрушенной инфраструктуры и массовых потерь среди населения. Гораздо чаще прибегают к эволюционным изменениям сознания социума, в этом случае основной движущей силой является прежде всего манипулятивная пропаганда, а насилие применяется выборочно, против единичных, ключевых фигур лидеров, следуя библейскому принципу - поражу пастыря и рассеются овцы. Причем под пропагандой понимается не прямое определение этого слова – то есть распространение информации, а предполагается некоторая подмена понятий в выгодную сторону для того, кем она инициирована. Реальные факты интерпретируется так, чтобы умело направить умы слушателей в нужном направлении. Тогда ожидаемые изменения будут происходить без потерь, постепенно и практически незаметно.
Гипотетические инфернальные силы в стремлении к власти и контролю над умами, могут убеждать людей в благородстве и полезности своих идей, но действовать в диаметрально противоположном направлении, от представлений Гётевского Мефистофеля, который характеризовал себя, как часть силы, вечно желающей зла, но творящей добро. Люди перенявшие манипулятивные - несущие скрытый смысл, пропагандистские идеи, стремятся воплотить их в жизнь, принимая их за свои собственные. Такой прием наиболее эффективен - убедить раба в том, что его рабство это свобода, в таком случае КПД от его работы вырастет в разы, а затраты на обеспечение его жизнедеятельности и удобств, можно уменьшить. Долговременное повторение, смешение правды и неправды, постепенный переход ранее недопустимого в норму (в соответствии с правилом окна Овертона) и другие манипулятивные техники обеспечивают успешное внедрение паразитических программ в сознание и подсознание обывателя. Которые в последствии воплощаются в выборе и конкретных действиях. В нацистской Германии умело использовались приемы Геббельсовской пропаганды подмены понятий, в результате ее воздействия, ранее чуждые для большинства населения идеи, были восприняты с доверием, как руководство к действию. Основное направление идеологического воздействия на общество и каждого человека в отдельности в этом случае, состояло в том, чтобы наиболее кардинально перестроить мировоззрение. Так чтобы пропаганда воспринялась социумом, как истина и откровение.
Простой человек обычно легко поддается воздействию и внушению, потому что, во-первых, большинство живет в состоянии близком к трансу, прокручивая в уме насущные проблемы, во-вторых, в массовом сознании обычно сильно влияние того или иного авторитета, который объявляет себя обладателем истины. В итоге массовый обыватель проникается признательностью к субъекту, открывшему суть вещей; готов подчинятся и следовать в нужном для субъекта направлении. Когда объект воспринимает встраиваемый в его сознание образ, как свой собственный, то его желания будут совпадать с мейнстримовскими идеями продвигаемым субъектом, и понадобиться гораздо меньше усилий для трансформации среды.