Найти тему
Псевдозритель

Как это смотреть? Символизм и метафоры фильма "Прочь"

Минутка занудства на канале "Псевдозритель".
Мне очень захотелось поговорить о триллере "Прочь". А точнее, об основных художественных приемах, которые помогут лучше понять происходящее на экране.

Предупреждение! Если вы не смотрели фильм, в статье вам могут встретиться спойлеры, хотя основное действие я постараюсь обойти стороной. Вы можете посмотреть фильм и вернуться сюда, либо подойти к просмотру с учетом информации из статьи. Это исключительно ваш выбор.

Дэниэл Калуя в фильме "Прочь" (2017 г.)
Дэниэл Калуя в фильме "Прочь" (2017 г.)

Первая же сцена фильма демонстрирует нам прямую и понятную метафору - белый автомобиль преследует темнокожего парня в благополучном белом квартале. Это задает тему всего фильма - на своей территории привилегированный класс может безнаказанно делать с "иным" человеком все, что угодно. Как вы понимаете, режиссер этого фильма Джордан Пил и сам является темнокожим, и в своих фильмах он всегда делает аллюзию на американскую действительность. И если некоторые кинодеятели нагло и топорно используют тему расизма ради хайпа, то Пил комментирует социальные проблемы тонко и красиво. Он как настоящий художник, внимательно наблюдает, а затем при помощи художественных средств доносит до зрителя свои мысли.

Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Эллисон Уильямс, Бетти Гэбриел и Дэниэл Калуя в фильме "Прочь" (2017 г.)
Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Эллисон Уильямс, Бетти Гэбриел и Дэниэл Калуя в фильме "Прочь" (2017 г.)

Мы знакомимся с молодой парой - белой девушкой Роуз и темнокожим парнем Крисом. Они направляются погостить к родителям девушки. Уже по дороге мы видим, что в этой паре главенствует Роуз, а парень всегда позволяет себя уговаривать. Ему словно не хватает внутреннего стержня для самостоятельного принятия решений. И символом его мягкотелости выступает привычка курить. Крис никак не может избавиться от курения, как позже не может избавиться от дурной компании неприятных людей.

Дэниэл Калуя в фильме "Прочь" (2017 г.)
Дэниэл Калуя в фильме "Прочь" (2017 г.)

В доме семьи Роуз главный герой сталкивается во всей красе с либеральным расизмом. Это то явление, которое захватило США в последние годы - демонстративное дружелюбие белых людей по отношению к черным. Пил намеренно выкручивает обороты и гипертрофированно показывает нам разные краски этого явления, так что каждый человек чувствует, насколько это неприятно. Это постоянное фальшивое одобрение, призванное лишний раз подчеркнуть, что Крис - другой, не такой, как они. И от этого становится не менее тошно, чем от прямых оскорблений.

Мне показалось, что режиссер проводит параллель между собой и главным героем. Ведь Крис фотохудожник, и ходит по дому, постоянно запечатлевая что-то на камеру. При этом, все происходящее парень воспринимает безропотно, лишь фиксируя моменты действительности. Чем-то это похоже на деятельность самого Джордана Пила - он снимает фильмы о проблемах общества, но может ли реально что-то изменить?

Брэдли Уитфорд в фильме "Прочь" (2017 г.)
Брэдли Уитфорд в фильме "Прочь" (2017 г.)

Основная завязка сюжета, несомненно, является фантастической. Но и она берется не из неоткуда. То, как используют темнокожих людей антагонисты фильма - ни что иное, как доведенная до абсурда объективация. Когда в человеке видят не его личность, а возможность его полезно использовать. Его молодость, выносливость, физическую силу, даже преимущества в половой жизни. И снова интересный момент, когда Крису говорят: "Я хочу увидеть мир твоими глазами". Наверняка режиссеру очень знакомо ощущение того, как его талант, его художественный взгляд хотят использовать в своих целях различные "большие люди".

Мне очень понравилось, что такие масштабные идеи Джордан Пил поместил в оболочку из интересного развлекательного сюжета. Это человек, который хорошо владеет киноязыком, и умеет работать с восприятием зрителя. Это редкий дар - думать в первую очередь об интересе зрителя, ведь многие "заумные" режиссеры бывают так увлечены своими идеями, что делают продукт совершенно неудобоваримым для других людей (а потом жалуются, что холопы нынче глупые пошли). По моим критериям Пил и есть самый настоящий кинохудожник. Понятный и наполненный.

Такие у меня сегодня получились размышления. Это мое личное восприятие, я всегда открыта для дискуссии.

Ставьте лайк, если вам понравилась эта тема.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи.
Спасибо за ваш интерес!