Если в десятый класс ты переходишь, оставаясь в старой школе, да ещё и имея красный аттестат об основном общем образовании, то получить аналогичный о среднем общем плюс золотую медаль обычно не составляет особого труда. Учителя тебя уже знают и любят (ну, это конечно же не всегда), с самого начала понимают, на что ты идёшь, и всячески способствуют этому.
А вот при переходе в новую школу приходится начинать всё с чистого листа. Заново завоёвывать репутацию у учителей и доказывать, что ты чего-то стоишь. В такой ситуации я, как и все мои новые одноклассники (наш класс только создали), и оказалась.
Скажу сразу, о золотой медали я и не мечтала. В голове жило представление, что для её получения надо по всем годовым оценкам одиннадцати лет обучения иметь сплошные пятерки. Что было, увы, не так – физкультура, как почти у всех ботаников, еле-еле дотягивала до четвёрки, да и по другим предметам от случая к случаю выскакивало «хорошо» вместо «отлично». Только в девятом классе, исключительно для количества красный аттестатов и благодаря личному уважению учительницы русского и литературы, как-то удалось прикрыть эту прореху.
Так что моей целью было: где что-то удавалось и понималось – получать пятерки, а по одному-двум самым сложным лично для меня предметам была согласна и на четыре.
Миф о золотой медали разрушился довольно скоро. На первом же уроке литературы учительница устроила нам тест, пусть и достаточно поверхностный, но по произведениям, которые мы только должны были изучать. В силу этого, а также того, что профиль класса – инженерно-математический, большая часть моих новых одноклассников, даже имевших раньше пять по литературе, получили два. И долго потом причитали: «Вот я шёл-шёл на золотую медаль, а потом пришёл на литературу и ушёл с двойкой».
Тут мне стало интересно, что это за зверь такой – золотая медаль, - и с помощью великой силы коммуникации было выяснено, что для её получения достаточно только чтобы среднее арифметическое всех триместровых и годовых за 10 и 11 класс равнялось пяти, и ЕГЭ по русскому и математике было сдано больше, чем на 70. А что было в средней и начальной школе – не важно.
В новой школе оказалась и новая система оценивания – стобалльная, и новое разделение – на триместры, а не четверти.
С триместровым делением оказалось очень удобно - первый полностью приходился на осень, второй - на зиму, третий - на весну.
А стобалльная система волей-неволей всё же приравнивается к более распространённой пятибалльной. Поэтому пятерка у нас считается с 81 балла и выше, четверка - с 61 балла, тройка - с 41-ого.
Впрочем, это моих целей не изменило. По тому самому литературному тесту я получила средненькую четверку. На удивление, это оказалось самой высокой оценкой в классе, и мигом сделало меня любимчиком учительницы литературы и русского. Однако саму меня не удовлетворило, и началась упорная работа по её заглаживанию. Тем более, что, как позже оказалось, тест по не пройденным произведениям был далеко не последним сюрпризом.
По другим «непрофильным» предметам нас либо особо не дергали, и там пятерки действительно стали получаться почти сами собой, либо спрос был сильнее, чем у общеобразовательного класса. Потому на последних я старалась сидеть тише воды, ниже травы, не отвечать, а только домашку качественно делать. Минус у такого подхода был – для аттестации по предметам в новой школе требовалось за триместр набрать определённое количество оценок, равное 1 + 2 * n, где n – кол-во уроков в неделю. И порой по обществознанию и истории ко времени выставления триместровых появлялась одна-две дополнительные оценки – видимо, за те вяканья, когда острый взгляд учительницы всё же выхватывал меня из общей массы.
Профильные предметы тоже поделились на две части. По одним, благодаря которым и удалось попасть в класс, я блистала, всем интересовалась, и быстро заслужила доверие учителей. А вот по всем остальным как на заказ обнаружились серьёзные пробелы. Особенно страдали физика, химия и биология. По первой однажды получилась даже двойка, по второй несколько раз в триместре стояли четверки, а с особо каверзными заданиями по третьей не могла справиться даже моя подруга, тогда ещё имевшая целью сдавать по биологии ЕГЭ.
И началась глубокая проработка этих предметов и стремление если и не получить хорошую оценку, так всё понять. А за одно и подготовка к ЕГЭ, и к олимпиадам.
Кроме того, мне было за кем тянутся – моя лучшая подруга стремилась (и была) отличницей. И как-то вслед за ней, с трудом и потом, ею стала и я. Хотя где-то в глубине души считала себя чем-то средним между отличницей и хорошисткой.
Пока весной, в третьем триместре, мне не объявили, что «ты, вообще-то, на медаль идёшь». Как и подруга, и ещё двое ребят. На полном серьёзе я ещё это не восприняла, но постаралась, дабы все годовые были не меньше 81 (именно с этого балла при переводе в обычную систему начинается пятерка, с 61 – четверка, с 41- тройка).
А вот с начала одиннадцатого класса началась конкретная головомойка. Оказывается, просто так медалистом не станешь – для этого надо в течение года собрать достаточно увесистый файлик бумажек. Занимается этим в основном, конечно же, классный руководитель. Однако благодаря тёплым взаимоотношениям с ней мы были в курсе этого размаха бюрократической машины. И отчасти помогали все эти бумаги делать.
А когда прикладываешь руку к чему-либо – особенно обидно, если эти усилия окажутся бесполезными. И ещё более обиднее, если бесполезными они станут от твоей собственной лени или недостатка упорства. Так что если в том году я ещё могла на что-то особо сложное и непонятное забить, то тут уж пришлось из кожи вон лезть, но делать, и делать на «отлично».
Вот тут начались и нервные высчитывания «какую минимальную оценку я должен получить», и дикие зубрежки, и бессонные ночи. Как следствие – нервные тики (благо, валерьянка помогала), и в случае неудачи – истерики.
Как во время карантина аттестаты вручали - а тут можно прочитать, как эта самая медаль получалась.
Зато третий триместр стал благом – благодаря карантину. Что бы только не говорили, на удалёнке получать хорошие оценки проще, чем «в живую». Всегда можно посоветоваться с друзьями или интернетом. Так что впервые за все время по химии и биологии у меня были почти все 100 и 95. По этим предметам нам просто кидали теоретический материал, а после на их основе задания с достаточным для тщательного обдумывания временем. А по истории и обществу, кажется, я закрыла все недоборы по количеству оценок за предыдущие триместры – спрашивали почти каждый урок, и даже за мелочь (правильную, конечно же) ставили 81 или чуть выше. А кроме того, аттестат и медаль оказалось возможным получить и без ЕГЭ.
Были, конечно, и ситуации с огромной домашкой, на которую уходило всё свободное время, и приходилось перед экраном просиживать все время, кроме приёмов пищи и походов «помыть руки». Однако всё равно пятёрки получались куда меньшей кровью, чем раньше.
Настолько меньшей, что на и после вручения медали от поздравлений становится стыдно – будто хвалят за что-то само собой разумеющееся. «Да оно само как-то получилось», - невнятно бормочу в ответ. И только дома, тщательно всё вспомнив и проанализировав понимаю – нет, не само. Хотя, может, и к лучшему, что мозг предпочитает не помнить плохое, а запоминает только приятное?
Подводя итог, стремиться к золотой медали я бы порекомендовала вам только если:
- в ВУЗ, куда вы стремитесь, за неё (или за неё + итоговое сочинение) дают все максимальные 10 баллов по индивидуальным достижениям;
- всё получается само собой: и учителя добрые, и темы понятливые, и пятерки сами появляются:
- в 9 классе вы стали победителем Всероса, и теперь вам открыты все дороги, а делать – нечего (что вообще маловероятно, ибо олимпиадники люди любознательные, им есть чем заняться помимо школы).
Во всех остальных случаях, на мой взгляд, золотая медаль – пустая трата времени, сил и нервов. Как говорит моя мама: «Лучше иметь синий аттестат и красные щечки, чем наоборот».
А ты стремишься получить/получил золотую медаль? Как думаешь, это того стоит? Поделись в комментариях!