Я помню, как я мечтала работать в международной команде с западными ценностями и стандартами. Это все выглядит довольно заманчиво - да нам и в университете только и рассказывали что про европейские и американские кейсы.
После выпуска я пошла работать в российскую компанию. Можно сказать, что там было полное комбо всех стереотипов: минимальное количество женщин на руководящих постах; работа с государственными заказчиками; борьба за бонусы и свое место под солнцем; и, мое самое любимое, никакой гибкости в структуре. Конечно, когда вчерашний выпускник попадает в реальность, прямо противоречащую учебникам, бывает непросто. Появляются мечты о чем-то глобальном.
И вот я попала в международную компанию, прямо противоположную по своему устройству и порядкам российскому собрату. Тут реальность заиграла всеми возможными красками и я для себя зафиксировала несколько наблюдений, которыми сегодня хочу поделиться с вами.
Наденьте розовые очки
Есть несколько пунктов, которые действительно сбылись:
1. Сформулированная корпоративная культура. Как бы мы с коллегами из IT к этому не относились, но понятная для всех корп.культура может и должна способствовать сплочению. Я все же больше голосую за минимальное количество атрибутов и максимально понятную миссию. Не могу не отметить, что в подавляющем большинстве отделов довольно четкое повествование о том, как должно строиться взаимодействие между коллегами, нашло поддержку.
2. Постоянная практика английского. Мне кажется, все менеджеры так или иначе фантазируют, как они будут бегло общаться со своими иностранными коллегами, разруливать задачи и вообще красоваться. Признаюсь, мне и самой нравится разговаривать на другом языке - это иногда здорово поднимает самооценку, а если еще и без запинок... В общем, приятно.
3. Знакомство с зарубежным опытом. Я люблю разговаривать с людьми и слушать их истории - тут практически то же самое. Если вы даже не хотите слушать, то вам все равно расскажут, как оно там - за морями. Это здорово расширяет кругозор. Что-то мы заимствуем у коллег целиком, что-то дорабатываем здесь, что-то делаем сами, но такой постоянный обмен информацией помогает постоянно совершенствоваться.
4. Безопасность. Сейчас практически в любой западной компании работает этический комитет и гарантируется безопасность сотрудников.
Снимите розовые очки
А теперь прямо смотрим на сложности, присущие любой большой международной компании:
1. Бесконечные согласования. Да, мы стараемся быть прозрачными для партнеров и совета директоров. Но всем известно, что когда структура разрастается, мы неминуемо идем в сторону жесткой бюрократизации. Это усложняет процесс согласования контрактов, выбора поставщиков, сопровождаемый бесконечным написанием процедур и инструкций, которые не под силу никому запомнить. Иногда все это довольно деструктивно влияет на желание что-то делать и запоминать.
2. Слабая обратная связь от топ-менеджмента. Как сказал бы мой отец- "нет доступа к телу". Из-за того, что главный офис не в России, становится сложнее договориться о планах и объяснить свою позицию. А когда так происходит, получить новости о принятых решениях из первых рук становится намного проблематичнее. Из-за этого нарушается циркуляция информационного потока и корректное транслирование повестки.
3. Навязывание своего опыта. Казалось бы, обмен опытом я выделяла как плюс, но и здесь есть свои подводные камни. Если офисы расположены в разных странах, то они и работают на разных рынках. А то, что сработало для одних, не обязательно сработает для других. Нельзя бездумно копировать свой успешный опыт на офис другой страны. Но это довольно часто никого не волнует.
4. Недоверие. Сложно доверять тем, кого редко видишь и плохо понимаешь. Так и тут - все вышеперечисленное вытекает именно из недоверия ко всему - людям, принимаемым решениям, проектам.
Я постоянно повторяю это в своих заметках (напишу и здесь): коммуникация - это база для побед как команды, так и международной компании. Будет налажена коммуникация - будет больше доверия (и, возможно, второй и третий пункт исчезнут из этого списка).
Хороший и плохой опыт можно получить в любой компании - не важно, международная она или отечественного производства. Важно, что мы замечаем и как учимся справляться с мощью системы, в которую попадаем. Смотрите внимательно, но не забывайте менять стекла на своих очках - розовые вам тоже могут пригодиться ;)
С наилучшими пожеланиями,
Ваш "маленький" менеджер.